Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

История одного культурного фиаско

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи спокойной, всяческая гамарджоба или как вам угодно!

Тут у нас вот какое дело...

«Всадник гнал коня до самой городской стены и лишь у ворот заставил себя натянуть поводья. Выезжая из города, он даже голову опустил – казалось, стражники обязательно заметят его бледность и лихорадочные глаза и прикажут остановиться...»

Это «Русскiй РезонёрЪ» не с ума сошел. И, разумеется, не сам ЭТО написал. Потому что:

А) для начала романа – банально до неприличия. Весьма простительно для литературного дилетанта, но ни коим образом – для уважаемого (или желающего касаться уважаемым – это весьма разные понятия!) прозотворца;

Б) режут глаз избитые построения словесных наборов вроде «заставил себя натянуть поводья» (болеет – что ли? – РР), «заметят… бледность и лихорадочные глаза и…» (последующий после второго «и» глагол – это выглядит не комильфотно - РР).

Может быть, РР раскопал забытый всеми «ишторичешкий» роман какого-нибудь советского классика? Или – чего уж там – неопубликованную неоконченную вещь Лажечникова или Булгарина?

Ан вот и нет! Ибо именно так – бесхитростно, без тени юмора, какой был свойственен гениям этого жанра «красному» графу Толстому и Юрию Герману, но зато с непременными «пошто», «Михайло Борисычами» и старательными (так и видится высунутый от усердия язык автора) живописаниями природы и быта, как бы вобравшими в себя всё, ранее написанное в этом духе, - сочинён весь этот труд. Наверное так кропала свои «большинские» романы чеховская Вера Иосифовна Туркина. Только последняя читала их звавшимся нарочно для этого гостям и запирала куда подальше – с тем, чтобы более, наверное, и не извлекать на свет божий!

Наш автор не таков! Сваяв (сам ли, кстати? - РР) этого ученического «монстру», он, возможно, пользуясь служебным положением, издал оного в «ОЛМА» тиражом в 3.000 экземпляров (молодец, что поскромничал!!! В 2012 году - для информации - такие тиражи считались позорными! – РР), а затем - пробил госзаказ на съемки киношедевра по нему. Думается, что скромность литературного гонорара полностью была компенсирована покупкой за госсчет прав на экранизацию. Надобно сказать, что читать сей опус - так же невыразимо скучно и абсолютно необязательно, как слушать на свистящей аудиокассете альбом Иона Суручану 1986 года. Забегая вперёд: смотреть - примерно так же.

Ежели кто не раскусил интриги – речь идет о бывшем министре нашей же культурки и его историческом романе «Стена». На редкость мастеровитый когда-то, и даже ОЧЕНЬ мастеровитый режиссер Месхиев, не убоявшись полного провала своего кисельно-клюквенного «Батальона», решил, верно, окончательно угробить карьеру постановкой патриотически-меченосного эпика на такой ненадежной литературной основе. Впрочем, как говаривал покойный Абдулов, когда его спрашивали, не стыдно ли, дескать, ему сниматься во всяком непотребстве, - «стыдно!.. очень стыдно! А рюмочку выпил – и уже не очень!»

Узнав в своё время эту феерическую новость, "Русскiй РезонёрЪ" заранее предрёк Месхиеву не рюмочку, а, пожалуй, цистерну! На двоих - вместе с new-Булгариным на государственном поприще.

-И вот 4 ноября (к праздничку, стало быть) 2016 года состоялась премьера нашей ура-патриотической каши-геркулеса: как-то незаметно и будто тайком – в пятничный вечерок, ближе к ночи, почти воровским манером – вероятно в надежде, что все уже напразднуются и уснут. Тех же непосед, кто решил-таки причаститься к государственному искусству, ждало неприятное разочарование

- Боже, я точно здесь снимаюсь?
- Боже, я точно здесь снимаюсь?

Во-первых, «Русскiй РезонёрЪ» категорически отказался признать в этом вялом тягучем киновареве руку мастера, снявшего когда-то «Своих», «Механическую сюиту», прелестных «Циников», недурную «Американку» и очень-очень пристойный сериал «Линии судьбы». Скорее всего, падение началось с «Батальона», на «Стене» же, благодаря принятому ускорению, оно усилилось, а его следующий проект – «Два билета домой» - ухнулся в пропасть безвестности. Кто-нибудь видел «Два билета домой»? Ничего удивительного...

Во-вторых, давно так лениво и явно скучая, не играли приличные актеры вроде Серебрякова и Белого.

- Костюмчик, кажется, ничего, да?
- Костюмчик, кажется, ничего, да?

Впрочем, АвторЪ склонен видеть в этом как творческое безволие расслабившегося Мастера, так и неудачную литературную первооснову, отчего «Стена» то идет по пути исторической авантюры, то тщетно пытается обрасти детективной линией, а то – воспарить народным эпиком. Причем ни то, ни другое, ни третье откровенно не удается никому. Более того, в самом начале «Русскiй РезонёрЪ» все ждал, когда главгерой Григорий со своим новым другом из немцев обнимутся и затянут бодро какую-нибудь ура-песнь про «народ и родина едины». Лирическая линия «Стены» тоже вполне подразумевала нечто вроде романса о сизых голубках – от дочери воеводы Шеина. Да чего там – и сам Шеин-Серебряков вполне мог бы забравурить что-либо на манер «гасконца де Тревиля».

- Чувствую, что-то идёт не так... Да, это - не "Левиафан"!
- Чувствую, что-то идёт не так... Да, это - не "Левиафан"!

Ей-ей, на общее впечатление от сериала это бы могло повлиять самым благотворным образом – мол, такой вот фильм, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, то ли героический мюзикл, то ли, как говаривал Шукшин в «Калине красной» - "шансонье-собака". Однако, Месхиев, видимо, решил не смешивать жанры на манер знаменитого коктейля Джеймса Бонда и сделал то, что сделал. Вернее, что получилось. Получилось – не очень. Вообще – не получилось. Отчасти, виною тому оказалась и обычная для новейшего – начиная с 90-х (сразу после распада СССР) - российского кино режущая глаз дешевизна. Дешевая картинка. Дешевые картонные диалоги. Новодельная – без пятнышка и помятости - одежда. Скушно до ломоты в скулах.

Когда мы наконец поймем, что снимать историческое типа-масштабное полотно без денег – всё равно, что делать «Унесенные ветром» с двумя кенгуру вместо актеров? Может быть, именно этим объяснилось недовольство писателя, осознавшего, наконец, что он наваял и потребовавшего убрать из титров своё богоданное имя? А ведь «Русскiй РезонёрЪ» намекал насчет «цистерны» водки – чтобы не так стыдно было.

Так или иначе, но закончилось всё именно так, как и должно было закончиться. «Стена»-фильм прошелестел незамеченным и, кажется, ни разу более в обойме десяти основных каналов не показывался. «Стену»-роман можно найти на полках библиотек, но (АвторЪ судит по своей районной библиотеке) похоже – желающих ознакомиться с творчеством бывшего министра немного, парочка томиков месяцами стоит нетронутой. Да и чего уж там: будет абсолютно нормально, если хотя бы двадцать читателей канала вообще поймут – о чём, собственно, шла речь!

С признательностью за прочтение, искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ