Не измеришь - не изменишь. В этой фразе почти вся суть управления.
Сначала нужно определить то состояние, в котором в данный момент находится система, а далее направить ее в соответствии с замыслом.
И действует это правило вне зависимости от объекта управления. Чтобы определить, на что направить внимание ребенка в учебе, нужно знать его способности, текущую нагрузку и оценки в настоящий момент. Чтобы без проблем управлять автомобилем, нужно трезво оценивать и количество топлива, и скорость и собственные ресурсы (да, водитель является частью управляемой системы, хоть и выполняет управляющую роль, но движется вместе с ней), и состояние дороги. Чтобы управлять сотрудником, нужно понимать и его способности, и мотивированность, и свойства задач и многое другое.
А вот что зачастую остается без реального управления, так это сам управленческий процесс. Ведь несмотря на то, что в области менеджмента создано немало хороших теорий, средств объективной оценки управленческой деятельности кот наплакал.
Причем, вроде бы признается важность управления. Но она часто подменяется важностью талантливых управленцев - ролью людей, обладающих определенными качествами. Причем, почти никто не знает наверняка, какие именно черты личности приведут к успеху. Кто-то надеется на харизму, кто-то на дисциплинированность, кто-то на самоуверенность и т.п.
Поэтому системы оценки управленческой деятельности не пользуются популярностью и почти не развиваются, в отличие от систем управленческого или производственного учета.
А стоило бы сделать шаги в этом направлении. Например, рассмотреть управленческий процесс, как процесс создания управленческой ценности, в котором точки принятия решения будут сродни станкам в производственном процессе. И оценивать объективную управленческую нагрузку на каждое звено цепи, а также качество "продукции" - решений, приказов, распоряжений, устных указаний. И четко понять, где находятся "бутылочные горлышки", а где - простаивающие ресурсы управленческой системы.
Вот тогда, может быть, владельцы компаний задумались бы о том, что управленческая система может дать не меньшее конкурентное преимущество, чем производственная. Тем более, что внедрение любой производственной системы тормозится именно отсутствием качественной управленческой.
А для того, чтобы измерить, сначала нужно создать описание.