«Мусульманин»
Страна: Россия
Год: 1995
Жанр: #драма, #рузкегоднота
Режиссер: Владимир Хотиненко
КиноПоиск 7.3
И сложный же фильм сегодня у нас!
Рядового Николая Иванова после семилетнего плена в Афганистане выкупает местный крестьянин, тем самым спасая молодого человека от смерти. В ауле Николай заменяет крестьянину погибшего на войне сына. Парень долгое время ведет привычный для горного жителя образ жизни, приобщается к местным обычаем, принимает ислам.
Но настает пора возвращаться домой - в родную глухую деревеньку. Местные и родные преисполнены радости от возвращения Николая... но до тех пор, пока не узнают о новом вероисповедании последнего. С этого и начинается рассказ о том, может ли иное прижиться в традиционном.
И по сей день не стихают споры и не прекращаются возмущения относительно содержания и посыла фильма. И это при том, что фильм выходит в кинотеатрах на пике конфликта Первой чеченской войны. А ведь и о последней в российском обществе до сих пор нет консенсуса - настолько личное граничит с общественным.
И пусть главной идеей фильма является наличие веры (любой: вера абстракта и отождествляется с лучшими духовными качествами человека, праведностью) или ее отсутствие, но поле реализации данного замысла выбрано ну слишком уж скользкое. Однако то было более свободное и удобное время для размышлений, нежели сейчас. Как-никак, но Деревня в фильме олицетворяет слепое идолопоклонство без духовного развития, скупость человеческой мысли и веры. Главный герой приносит с собой те же самые человеческие добродетели, пусть и под другой оберткой. Но местные отказываются эти добродетели принимать, желая руководствоваться более внешними атрибутами, будь то, например, иная религия носителя этих качеств. И это, в свою очередь, мешает видеть одним людям в других - людей, давая волю травле только за иные убеждения. И именно скупость человеческой мысли обуславливает шовинизм и ксенофобию, ведь, по сути, каждая религия пропагандирует одно и то же - духовное совершенствование человека, а все остальное - суета и политика. Такова, на мой взгляд, идея картины.
Однако чисто экранно нам демонстрируют убогость христианства и русского человека. Но мне кажется, что этот фильм больше похож на зеркало: каждый увидит в нем то, что захочет увидеть. Человек может разглядеть в нем кризис православия или банальную "агитку против всего русского" (как он многими и воспринимается), а может и предостережение, результатом которого может стать дальнейшее духовное совершенствование.
В конце концов, афганский крестьянин спасает от смерти Николая, расстрелять которого, в том числе и за иную веру, хотели моджахеды - тоже последователи ислама, но ложного. С теми же проблемами, что и в глухой деревне.
Но несмотря ни на какие разногласия, даже в художественном плане фильм прекрасен, за что и #рузкегоднота.