Найти тему
Съездить по Глобусу

Одна из основных транспортных проблем России - её радиальная структура

Одной из основных проблем России является её транспортная централизованность. По большому счёту более-менее стабильные транспортные связи в России существуют исключительно на направлениях центр-окраина, а сами окраины между собой чаще всего связаны на редкость отвратительно. В России могут быть хорошие и даже отличные дороги, но исключительно на радиальных направлениях. И в то время, как между Москвой и Питером ходит два десятка поездов в сутки, из которых 5 - скоростные, между соседними облцентрами Тверью и Ярославлем нет даже ходящего раз в неделю автобуса.
Часто бывает очень обидно - вроде нужная тебе точка совсем рядом, а вот добраться до неё очень непросто. И часто в таких случаях приходится ехать по более длинному маршруту, проходящему через центр, потому что прямой короткий по расстоянию маршрут будет скорее всего долгим, неудобным, и приемлемым только для транспортных фанатов.


Собственно, проблема то не новая, и говорили про неё уже очень много все, кому не лень. Но интересно в данном случае то, что явление это воспроизводится на всех уровнях, начиная с самого Садового кольца..

1. Неоднократно упоминающийся главный недостаток Московского метрополитена как раз повторяет суть проблемы - линии идут от окраины в центр, а на окраинах они за редкими исключениями никак не связаны. Из-за этого вроде бы близкие к друг другу районы связаны между собой очень плохо. Вот кажется, что недалеко Выхино от Красногвардейской, однако чтобы поехать напрямую, нужно воспользоваться 4-мя автобусами. Каждый из которых нужно ждать, каждый из которых может попасть в пробку и т.д. Также интересно будет ехаться между ВДНХ и Речным вокзалом, или Чертаново и Солнцево. Сейчас, конечно, можно и на МЦК проехать, или МЦД, но
это далеко не всегда удобно. С открытием Большой Кольцевой линии будет проще, но не везде. А так, обычно между двумя соседними линиями ещё хоть как-то можно выиграть время, но если нужно перескочить через линию, то такая поездка это будет скорее на транспортного любителя, в 9 случаях из 10 она проиграет поездке через центр на метро.

-2



2. Следующий уровень - Московская область. Вроде дофига транспорта ходит по ней, а вот попробуй уехать, скажем, из Мытищ в Солнечногорск, или из Домодедово в Жуковский... Опять придётся ехать через Москву, хотя казалось бы, она в стороне. Не, между городами разных направлений автобусы, конечно же существуют. Но опять же, в лучшем случае, это связки соседних линий. И ходят они всего несколько раз в день. С городов Рижского направления на Киевское, или с Ярославского на Казанское никаких автобусов вы не найдёте. Если очень повезёт, можете попасть на удачную связку двух хордовых маршрутов.
(Маршрут Химки - Лобня 8 рейсов в день, Химки - Долгопрудный 11 рейсов/день. Есть, правда, редкий мегамаршрут Видное - Внуково, но и ходит он также редко - всего 2 раза в день.. И кто такими маршрутами будет пользоваться?)

www.parovoz.com
www.parovoz.com


3. Ну и самый широкий уровень - сама страна. Тут, как говорится, полный финиш.. В качестве примера можно взять столь близкую к столице Тверскую область... Она, как известно, граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Смоленской областями... Из всех соседних облцентров Тверь была связана автобусами только со Смоленском и Новгородом (Москву не считаем). В Ярославскую область есть только маршрут в Рыбинск, а в сам Ярославль из Тверской области ходил когда-то метеор" из Весьегонска (естественно только летом). Вологда - это кажется совсем где-то далеко, лишь автобус в Череповец из Весьегонска существует в те края. Ну и на Псковщину можно только в Великие Луки уехать. (ну хорошо, в Псков ещё есть поезд из Москвы, на который, если повезёт, можно купить билет. Но это опять же, "радиальное" направление). А о том, чтобы удобно попасть напрямую из Тверской области куда-нибудь дальше, например, Кострому или Иваново, или Калугу-Брянск, и мечтать не приходится... Зато в Москву из всех этих областных столиц автобусы чуть ли не каждый час забиваются. И вот если надо переместиться между какими-либо двумя пунктами из этих областей, опять же, проще это сделать через Москву.

-4


Да и в других местах проблемы аналогичные. Владимир-Пенза, Саратов-Курск, Ижевск-Ульяновск, Петрозаводск-Киров - подавляющее большинство маршрутов, не проходящих по радиальным направлениям страны, сложно осуществимы без кучи пересадок, геморроя и составления сложной транспортной стратегии.. Не, конечно, нам, транспортным фанатам такие маршруты составлять даже интересно, но большинству людей, которым надо просто проехать из А в Б, вряд ли подобные путешествия будут в радость.

Кстати, в каждой области существует точно такая же централизация - облцентр связан хорошо с райцентрами, а райцентр более-менее со своими деревнями. Между самими деревнями, или райцентрами автобусы скорее редкость, чем норма.

-5


Разумеется, что на всех уровнях есть масса исключений. На столичном уровне есть монорельс, МЦК и электрички, которые могут помочь срезать расстояние. На уровне страны есть другие центры притяжения, типа Питера, Ростова-На-Дону, Новосибирска, Хабаровска. Но общая тенденция налицо. Конечно, столица всегда доминирует над остальными городами, и транспортные связи, ведущие к ней развиты лучше, чем остальные и в других странах. Но такой дисбаланс, как у нас в этом плане встречается очень мало где. И в Украине, и в Китае, и во Франции и в США большинство городов вполне нормально связано между собой дорогами и удобным транспортным сообщением. А у нас даже самолёты если и летают не через Москву, или Питер, то скорее всего стоят столько, что дешевле лететь с пересадками через Москву (как то читал про то, как жители Магадана летают в США и Канаду через весь Земной Шар, что выходит дешевле прямого рейса).

http://www.mapsfinder.ru/large_detailed_highways_map_of_usa/
http://www.mapsfinder.ru/large_detailed_highways_map_of_usa/