Долгожданная премьера в Театре Наций, отложенная еще с марта - абсурдный спектакль «Страсти по Фоме» о жителях села Степанчиково, которые пригрели у себя «змею» - приживалу Фому Опискина. Поставлен по сатирической повести Ф.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» о том, как слуга командует хозяином. Режиссер Евгений Марчелли. Фому Опискина играет Авангард Леонтьев.
Фома Опискин, по сути русский Тартюф - персонаж, который давно стал нарицательным. Представьте такой букет - ничтожный человечек, малодушный, обижаемый всю жизнь, противный внешне и пустой внутри, но с огромным самолюбием. Вчерашний слуга просто обязан был стать домашним тираном с комплексом Наполеона. Он прижился в семье полковника Ростанева, людей неглупых, но очень скучающих. Фома их держит в тонусе и наводит свои порядки, а семья и рада подчиниться.
На сцене - будто сумасшедший дом. Персонажи один другого юродивей и странней. Едят, поют, спорят ни о чем, ругаются. Все одновременно! В доме полковника Ростанева много родственников и слуг, и сначала забавно наблюдать за этим балаганом. Но чем дальше, тем скучней.
Режиссер Марчелли говорил в одном из интервью «Я хочу, чтобы зритель ахнул: это же история про меня!», но зритель зевал.
Авангард Леонтьев хорошо, но предсказумо сыграл Фому, а мне больше понравился Владимир Майзингер в роли полковника. Отличная эмоциональная игра человека, единственного понимающего, что он окружен странными умалишенными людьми, но он не может вырваться из их круга. Как говорится, надень желтое, если тебе нужна помощь (брюки).
Мне были интересны Анна Галинова в роли Анны Ниловны, Наталья Инькова в роли Настеньки (вместо Юлии Хлыниной), Алексей Паничев в роли слуги Видоплясова. Но их яркие персонажи не успели толком раскрыться: много героев и каждому отведено мало времени на сцене.
Достоевский и сатира, мне кажется, не очень дружат. Сатира в его творчестве была переходным периодом от романтизма к психологическим романам и данью моде середины 19 века. В тот момент он находился в ссылке в Сибири, вдохнул провинциальной жизни и написал «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». И хорошо, что на этом закончил. Все же сатиру лучше оставить Гоголю, на чей «Ревизор» и похоже «Село Степанчиково». А еще эта постановка в духе работ Сатирикона, и в этой странной компании им не хватало только Аркадия Райкина.
Фотографии взяты с сайта Театра Наций
У нас есть подборка других интересных спектаклей по прозе Достоевского
О других премьерах осени читайте в этой статье
Кстати, режиссер этого спектакля Евгений Марчелли назначен худруком Театра им.Моссовета
Рекомендуем отличный спектакль в Театре Наций «Сказка про последнего ангела»