Мы продолжаем прогулку по некрополям Санкт-Петербурга. И сегодня, мы посетим кладбище, с которого я и начал свое путешествие. На Большеохтинское (Георгиевское) кладбище, я заглянул еще в самом начале июня, как только кладбища открылись после карантина, ведь я совсем недалеко нынче живу. Оно всегда маячило по бокам проспекта Энергетиков, пролетало мимо, пока едешь на транспорте и, кажется всего на миг, погружало нас в небольшой кладбищенский сумрак. Я всегда думал, что это просто городское кладбище. К своему стыду, я не знал, что совсем рядом со мной располагается один из самых старых и больших некрополей Санкт-Петербурга.
Я терялся в непроходимых дебрях из кустов, деревьев, а самое главное - старых крестов, которые могут обрушиться, едва дунет ветер, но они все-еще стараются устоять на своем основании, чтобы защитить и напомнить, о том, что здесь не просто земля.
Среди беспросветных зарослей можно встретить дореволюционные старинные надгробия в виде колонн, саркофагов, стел и даже скульптур. Однако их легко перепутать и с повторным использованием памятников, которое процветало после революции.
Читайте также: Могила дамы с портрета Виже-Лебрён на Смоленском православном кладбище
Заход с тыла
Как понятно из названия, это кладбище находится в районе Большой Охты, в восточной части Санкт-Петербурга. Это, пожалуй, крупнейший некрополь в городе, его площадь составляет около шестидесяти трёх гектаров. Кладбище окружают жилые кварталы Красногвардейского района.
Я нарушил свои правила и зашел на Большеохтинское кладбище со стороны проспекта Энергетиков. Главный же вход находится в противоположной стороне, на проспекте Металлистов. Но идти на запад столько времени мне было невыносимо тяжело, мне хотелось скорее попасть на территорию этого некрополя. Я был готов пожертвовать тем, что не увижу главных ворот и старинную Никольскую церковь. Таким образом я пролез в небольшую калитку и попал на открытое плато, которое было усеяно одинаковыми могилами.
Раньше здесь была территория Единоверческого кладбища, однако спустя годы оно слилось с Большеохтинским. В 1939 году это место отвели для захоронений бойцов погибших в советско-финскую войну (1939-1940 г). Проект мемориальной площадки составили архитекторы А. И. Лапиров и Е. Н. Сандлер. Однако война помешала его реализовать. Уже в послевоенные годы эту территорию благоустроили. Здесь много безымянных захоронений.
В 1950-ых был установлен такой памятник:
Это довольно ухоженное место. Было спокойно, хотя близость проспекта Энергетиков и тц "Лента", создавала неприятный шум. Мне было необходимо углубиться дальше, чтобы исследовать этот погост.
Читайте также: Заброшенные склепы Никольского кладбища (часть 01)
По извилистым дорожкам
У меня была карта и казалось, что я все держу под контролем. Но как только я прошёл в глубь, по направлению, как мне казалось, запада, я попал в мрачные заросли. Я шёл вперед по Единоверческой дорожке в надежде на то, что она меня выведет в центр. Иногда я сворачивал, видя разные памятники, которые, как мне казалось, были дореволюционными, но подойдя ближе, я понимал, что здесь покоятся военные. В основном - это были колонны. Как я потом понял, находился я на территории, так называемой, старой коммунистической площадки.
Как я уже проговорился ранее, на этом месте раньше располагалось Единоверческое кладбище, которое было основано в 1808 году. Появилось оно на этой территории не случайно. Кто читал мою статью про Малоохтинское старообрядческое кладбище, знает, что в этих районах обитали старообрядцы. Еще при основании Георгиевского кладбища, на нём разрешали хоронить старообрядцев. Здесь располагались несколько храмов, которые после революции были разрушены. Это место в 1932 году было отдано, по указанию президиума Выборгского районного Совета, под захоронение видных деятелей партии. Здесь, все-еще оставалась Грузинская церковь, которую снесли.
Однако, сохранились и захоронения, которые являются дореволюционными. Два надгробия в форме каплиц. Здесь покоятся Николай Фролович Белосельский и Агафья Васильевна Белосельская. Судя по фамилии, они могли принадлежать к княжескому роду.
Читайте также: Легендарный коленопреклонённый ангел Смоленского кладбища. Кто здесь покоится?
Вдоль реки мертвых
Я вышел к небольшому углублению, которое похоже на бывшую реку. Так и есть! Река Чернавка раньше вытекала из болот, которые находились на месте нынче Полюстровского парка и впадала в реку Охту. По мере того, как отстраивался город, реку постепенно засыпали, её длина сокращалась. Сегодня сохранился небольшой фрагмент этой реки, которая превратилась в ручей.
Теперь на её месте хоронят людей. На Большеохтинском кладбище вы будете переходить через мост, но вместо воды будут могилы. Как символично, можно ли эту реку назвать "Стикс"? Кстати, Чернавкой реку назвали из-за темной воды.
Единоверческая дорожка привела меня совсем не туда, куда я планировал. Карта оказалась бесполезной, поэтому я пошел вдоль реки по Киевской дорожке. Это место должно мне напомнить об истории этого кладбища.
3 сентября 1725 года на берегу Чернавки была отведена земля для постройки церкви. На этой территории жило много вольных плотников, которые образовали на Охте целый мир крестьянских поселений. Конечно плотники думали о постройке своего храма. Спустя два года, в 1727, на другом берегу Чернавки появились первые захоронения. Население Охты росло и богатело, росло и кладбище.
От Киевской дорожки через каждые несколько метров отходили еще более маленькие дорожки, на каждую из которых я сворачивал.
На повороте на Саратовскую дорожку есть такое интересное надгробие. Оно представляет собой стелу с высеченными на ней рельефами обрубленных веток деревьев.
В такие изображения вкладывается множество символов. Самая известная версия, что это конец рода - то есть умер последний член семьи. Есть версия, что каждая ветка означает количество ушедших членов семьи. В данном случае, я думаю это дань моде. Здесь покоится сибирячка, жена студента, Анна Александровна Беневоленская (рожд. Антонова). Умерла в 1873 году, ей был 21 год. Это надгробие было установлено, спустя десяток лет после её кончины.
Говоря о ветвях, я обратил внимание, что здесь присутствуют кленовые листья, что может символизировать крепкий супружеский союз, ведь совсем рядом располагается надгробная плита, скорее всего её мужа врача Петра Беневоленского. Умер 1895 году.
Надгробие совсем заросло травой, на него упали сухие ветви, словно они материализовались с памятника Анны.
Пройдя вглубь Саратовской дорожки, вдоль неё располагается семейное место Ивановых и Гончаровых.
Это захоронения второй половины 19 века. До наших дней, большинство надгробий сохранились в виде глыб, только на могиле Василия Александровича Иванова сохранился крест.
В 1732 году Синод обратил внимание на отдаленное Охтинское кладбище и поставил его наряду с другими крупными городскими кладбищами. Таким образом оно стало общегородским.
Во второй половине 18 века в Петербурге наступила эпидемия тифа и оспы. Покровская церковь на Охте стала карантинной, и к концу столетия кладбище оказалось переполненным. Выше по течению реки Чернавки было принято решение открыть новое Георгиевское кладбище. Оно названо в честь каменной церкви святого Георгия Победоносца, которая была возведена на этом кладбище. Георгиевское кладбище сразу стало городским.
Кладбище росло быстрыми темпами и в августе 1812 года, недалеко от Георгиевской церкви, заложили вторую на средства купца Никонова. Её освятили в 1814 году во имя святого Николая Чудотворца. Это единственная церковь, которая сохранилась до наших дней. Она находится у главного входа. Именно эта церковь стала путеводной звездой в моем путешествии. Именно к ней мы и направляемся вдоль реки мёртвых.
Меня ослепляли кресты, казалось растительность здесь обволакивала мои ноги, а деревья хватали меня за руки и вели в нужном направлении.
Читайте также: Старые могилы Малоохтинского старообрядческого кладбища
Камень за камнем
Я старался следовать пути, но меня манили эти заросли, в них что-то скрыто. Это старое семейное место, которое переживает не лучшее время.
Оно, когда-то возвышалось, обозначая собой склеп. На этих надгробиях все-еще можно прочитать фамилии: Затковы, Осиповы, Былаковы, Беляевы... Это надгробия XIX - начала ХХ веков. Они представляют собой саркофаги, каплицы, стелы на высоких постаментах. А здесь и вовсе лишь постамент, который когда-то держал крест.
К сожалению, На Большеохтинском кладбище уже вряд ли встретишь надгробия конца 18 века. Для района Охты переломным стал 1858 г. Из-за того, что охтяне были освобождены от обязательных адмиралтейских работ, здесь стала активно продаваться недвижимость. На Охту стали активно прибывать и обживаться новые люди. Район продолжает развиваться быстрыми темпами.
Это кладбище меня запутало! Заросли и узкие кривые дорожки, словно специально пытаются занести в тупик. Как писал В. Бурьянов в путеводителе "Прогулка с детьми по Санкт-Петербургу и его окрестностям":
"На охтинском кладбище могилы осенены тенистыми деревьями, цветущими кустарниками, везде проложены дорожки, все так задумчиво".
Погода была странная - не холодно, не жарко, выглянуло солнце и осветило эти "джунгли", хотя обещали дожди, но все впереди.
Надгробия, как камень за камнем, казалось не исчезают с моего пути. Мне кажется эти кресты бесконечны. Большеохтинское кладбище отличается близостью могил друг к другу, иногда просто нереально подойти к могиле, из-за того, что к ней нет нормального пути, лишь могильные ограды, которые заросли вьюнами.
Могила ученого-кораблестроителя, педагога, инженер-контр-адмирала Василия Григорьевича Власова, кажется давно не посещалась. Она заросла крапивой. Он умер в 1959 году.
Читайте также: Ребус из символов на могиле неизвестного
В разрывах ветвей
Я сумел выбраться из зарослей, сквозь разрывы ветвей, обратно на Киевскую дорожку. И направился дальше вдоль реки Чернавки, воды которой сегодня превратились в новые могилы.
Солнце освещало мне путь, но мощные деревья и кусты иногда преломляли свет, и я попадал в таинственную тьму.
Чтобы разглядеть кто здесь покоится нужно подойти ближе, но это не так просто. Судя по надгробию, оно явно дореволюционное.
Андреев Моисей Яковлевич Умер в 1849 году. На памятнике написано, что он был членом кабинета его Императорского величества, действительным статским советником. Его фамилия фигурирует в кратком словаре "Высшее чиновничество Российской империи" Волкова.
Деревья здесь слишком большие и старые, они претендуют на место надгробий. Именно они увековечили многие могилы на Большеохтинском кладбище.
Это надгробие считается одним из самых старых на кладбище. Оно не разрушилось и очень хорошо сохранилось. Видно, что за могилой ухаживают.
Здесь покоится Елизавета Михайловна Борщова. На памятнике высечено:
"Девица Елисаветъ Михайловна Борщова воспитывавшаяся въ обществе Блогородныхъ девицъ".
С другой стороны даты рождения и смерти:
"Род. Iюня 16 дня 1798 года, сконч. Генв. 7 дня 1815 года"
В 1847 году небольшой участок на кладбище был выделен Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту).
Внешне надгробие представляет собой вид стелы из розового гранита с рельефом. Кстати, подобное надгробие, которое принадлежит действительному статскому советнику Колосову Ивану Петровичу (1774-1819), я видел в музее-некрополе XVIII века:
Звезды могут символизировать чистую душу, поднимающуюся в Небо. Они создают круг, что означает вечность, как и венок. Эти два круга становятся, как бы землей и небом. В них заключен крест, также олицетворяющий вечность или вечную жизнь.
Я предпринял еще одну попытку углубиться в непроходимые заросли Большеохтинского кладбища.
Главное быть осторожным, чтобы не повредить еле стоящие кресты и себя. Интересно, сколько паутин я сломал, и сколько пауков путешествуют со мной? Об этом я даже думать не хочу, надеюсь они не пролезут куда не надо))
Здесь есть также старинные надгробия, но имена мне уже ни о чем не говорили. Этих людей помнят лишь эти каменные "монстры". Красивые и изящные!
Читайте также: Нашла сына на Смоленском кладбище
От этого горя, любовь
Я уже не первый раз вижу, как два надгробия впритык "смотрят" друг на друга. Подобное расположение памятников я видел на Новодевичьем кладбище в Петербурге на семейном месте Ивановых.
Возможно, на этом месте покоятся любящие муж и жена. И здесь не важна сторона света. Ибо свет и есть - любовь. Справа похоронен купец Иван Скоков (Умер в 1856 году). Слева купчиха Мавра Скокова (Умерла в 1856 году).
На пути сквозь множество крестов и веток, я натыкаюсь на старинные захоронения, многие из них вот-вот исчезнут. Когда-то это были целые семьи почетных граждан, о них многие знали. Теперь они слились с природой, как однажды сольемся и мы.
Эта колонна мне особенно запомнилась, она гласит, что здесь покоятся две женщины, скорее всего сёстры, по фамилии Пукаревы:
Мария Ефимовна и Анна Ефимовна умерли в один год - 1865. Одна ушла в апреле, другая - месяц спустя, в мае. Возможно, болезнь?
Рядом возвышается крест в виде дерева. Это могила подполковника гвардии Чечота Михаила Николаевича и его жены Елизаветы. Возможно их сыном является советский и российский учёный Чечот Дмитрий Михайлович. Но я могу ошибаться.
Меня заинтересовало надгробие. Говорят, что подобные кресты ставили, якобы, масонам. Однако, не все так банально! Также, как и всевидящее око, символ древа значительно более древний нежели, масонство. Мы уже говорили про деревья с обрубленными сучьями, я снова предположу, что в данном случае это дань моде. Как этот крест красиво гармонирует с деревом сзади, они словно сливаются:
Иногда под ногами встречаются плиты, которые почти ушли под землю. Прочитать на них, что либо, уже очень трудно.
Количество крестов уменьшилось, все чаще стали попадаться дореволюционные надгробия.
Любопытное надгробие со скульптурой в стиле плакальщицы Трискорни:
Могила принадлежит полковнику, морскому врачу Сорокину Сергею (Умер в 1952 г.) и его жене Екатерине. Находится надгробие за высокой оградой, поэтому, было трудно сделать снимки.
И вот мы подходим к западной части Большеохтинского кладбища. Слава богу, я не заблудился, все это время я двигался в правильном направлении.
Я вышел к главному входу на Большеохтинское Георгиевское кладбище. Именно здесь сосредотачиваются самые известные надгробия. Но о них я расскажу в следующих статьях. Поэтому убедительная просьба подписаться на мой блог, чтобы не пропустить!
Источники:
Книга: Александр Валерьевич Кобак и Юрий Минаевич Пирютко «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» http://ritual24.ru/articles/a23.simvolika_v_pamyatnikah.htm https://wikimapia.org