Найти в Дзене
Мысли вслух

Из всех искусств для нас важнейшим является... компьютерная игра

Обозначить что-то «игрой» значит заведомо его дискредитировать. Поэтому словосочетание «компьютерная игра» неудачно и ведет к ложному пониманию сути дела. Слово «игра» подразумевает собой некий процесс, это отглагольное существительное. Задним числом оно распространяется на вспомогательный инвентарь, который необходим для той или иной игры, и через это становится ее обозначением. Это вполне относится ко всем историческим играм, будь то шахматы, футбол или прятки. Сама игра при этом является не более чем набором правил, регламентирующим некое действо – тоже игру. Разумеется, такой набор правил обладать сам по себе какой-то особой ценностью не может. Совсем другое дело игра компьютерная – с обычной игрой она имеет самое большее общность цели – развлечение, но и эта общность обманчива, ибо КИ, так же как и обычная сводиться к развлечению вовсе не обязана.

Чем же является КИ? Несложно показать, что она не может быть ничем иным как произведением искусства – искусства молодого, еще не оперившегося и оттого недооцениваемого.

Игрострой обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы иметь право так называться. Так, любая игра, несомненно, результат труда, причем творческого и интеллектуального. Так же как произведение искусства она продукт авторский, и имена талантливейших ее художников и коллективов уже сейчас известны всем мало-мальски интересующимся вопросом людям: Сид Майер, Нотч, Ромеро, Бискуп и другие в представлениях не нуждаются. Так же как традиционные виды искусства КИ делятся на разнообразные жанры и направления, которые подчас причудливо смешиваются. И, наконец, главное – в полном соответствии с основным принципом искусства КИ воздействует на своего потребителя эмоционально, т.е. обращается к его бессознательному. Собственно, только благодаря стимуляции бессознательного занудный и однообразный, в общем-то, процесс изничтожения монстров, собирания цветных точек в ряды, сооружения виртуальных конструкций и т.д. может быть столь увлекательным. Вживание в происходящее, подобное тому, как это происходит со спектаклем, кинофильмом или книгой, здесь еще полнее (не в последнюю очередь благодаря интерактивности), катарсис – еще ярче. В своей способности увлекать, концентрировать на себе внимание человека КИ не имеет себе равных; случаи игрозависимости тому наглядное подтверждение.

Здесь, однако же, читатель может возразить, что я сравниваю божий дар с яичницей: ставить КИ в один ряд с литературой, музыкой, живописью означает сравнивать СуперМарио с «Войной и миром», а Сида Майера с Моцартом. Действительно, коннотация у слов «искусство» и «компьютерная игра» очень сильно различаются, из-за этих коннотаций сравнение и кажется диким. Но спор о том, что является критерием «настоящего» искусства очень сложен и стар. Любое возражение, которое можно привести против того чтобы разработка КИ было его видом, можно распространить и к массе других – традиционных искусств и для этого даже не потребуется лезть в клоаку того, что нынче почитают «современным искусством». Кстати, именно КИ подлинно заслуживают это название, потому что новое искусство рождается там, где человеку предоставляется новый инструмент и новый материал для творчества, которым стала виртуальная реальность.

Взглянем же, что происходит в игрострое, и увидим, что его затрагивают общие для всего искусства процессы. С одной стороны КИ прагматизируются: игры используются для рекламы, для пропаганды, для обучения. Так же как и в обычном искусстве, это редко уживается с качеством. С другой стороны элемент, ориентированный на развлечение массового пользователя ставится на поток. Подобно тоннам дешевых детективных романов и второсортной фантастики, подобно новым альбомам «звезд» выходит масса безликих игр, призванных принести прибыль и быть забытыми навсегда. Так же как в литературе, в музыке, в живописи 99,9% творческих потуг – просто мусор истории. Но в то же самое время 0,1% имеют шанс незаметно проскользнуть через заднюю дверь в вечность. Поэтому будут здесь и музеи, будут и нобелевские премии, будут и свои гении, когда Время отчертит линию. И наступят рано или поздно времена, когда сказать, что ты не прошел ту или иную игру будет столь же неприлично, как заявить, что не читал «Анну Каренину».