Найти тему

Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. 1920 - 1944 гг.

В Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев в разное время располагались

1). 1-й Русский кадетский корпус, в состав которого вошли
Одесский, Киевский, Полоцкий (одна рота), Сибирский и Хабаровский
под начальством генерал-лейтенанта Бориса Викторовича Адамовича
— в Сараеве.
2). В городе Белая Церковь был Крымский корпус, образованный
из Полтавского и Владикавказского.
3). В городе Горажде — Донской Императора Александра III.

В 1929 году по решению Державной комиссии был закрыт Крымский кадетский корпус, а в его расположение был переведен из Сараево Первый Русский кадетский корпус. Кадеты Крымского корпуса были включены в его состав и продолжили там обучение. В 1933 году был закрыт Доской Императора Александра III кадетский корпус, а его кадеты были также переведены в Первый Русский корпус.

За время своего существования корпус трижды менял свое название: 2 августа 1920 года корпус был назван «Сводным Русским кадетским корпусом в Сербии», 7 августа того же года — «Русским Киево-Одесским кадетским корпусом в Королевстве С. Х. С.», а 1 сентября 1929 года, при перемещении корпуса в Белу Цркву — «Первым Русским кадетским корпусом» и в том же году, в день корпусного праздника 5 декабря, получил шефство и наименование «Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус» с шифровкой на малиновых погонах вензеля Великого Князя Константина Константиновича.

В Белой Церкви также нашел свой приют и Донской Мариинский женский институт.

Директором корпуса был назначен генерал-лейтенант Б, В. Адамович, офицер Императорской армии, бывший командир лейб-гвардии Кексгольмского полка и бывший начальник Виленского военного училища. Это был человек одаренный, имел хорошие связи в высших военных русских кругах и в правительстве Югославии. Он лично знал короля Александра еще по России. Необходимо отметить, что сам король — бывший воспитанник Пажеского корпуса — был верным другом России и всячески содействовал не только существованию кадетских корпусов, но и понимал нужды и тяжелое положение русских, потерявших свою родину, и как только мог старался облегчить их участь. Несмотря на затруднительное экономическое положение, кадетские корпуса продолжали вести свою как воспитательную, так и образовательную деятельность среди русской молодежи, оказавшейся вне своего отечества. К 1929—1930 учебному году жизнь в I Русском ВКК кадетском корпусе уже наладилась благодаря неутомимой работе как самого директора, так и педагогического и воспитательского персонала, который стоял на высоте своего призвания. Это были высококультурные и образованные люди со стажем воспитательской работы, а главное, преданные своему делу. Начиная с директора генерал-лейтенанта Б. В. Адамовича (скончавшегося в 1936 г.), впоследствии генерал-майора Ф. Г. Попова, воспитывали кадет, прививая им любовь к родине и ко всему русскому. Все традиции, все обычаи, все воспитание и обучение кадет преподносилось в русском стиле, если так можно выразиться, и на родном русском языке.

Как директора, так и весь персонал, любили, кадет. Когда надо — баловали, а когда нужно было — наказывали. Дисциплина была на высоте.
Первый директор Б. В. Адамович составил для кадет «67 заповедей» как назидание и руководство в жизни корпуса, так и на будущее, когда кадеты покидали стены родного корпуса: какими кадеты должны быть русскими, каким должен быть облик кадета, как относиться к корпусу, каковы должны быть взаимоотношения между кадетами. Это Руководство оказало огромное влияние на кадет во время пребывания в корпусе и оставило отпечаток на всю их последующую жизнь.
Образовательная часть полностью подчинялась правилам и программам средних учебных заведений Югославии. Из-за чего пришлось увеличить обучение кадет в корпусе на год ( 8 лет, вместо 7-ми). Добавлялись русский язык, русская литература, русская история и география России.
Помимо этого много внимания уделялось физическому развитию кадет: гимнастика (ежедневно), упражнения на гимнастических снарядах, физические игры, легкая атлетика, строевые занятия, мытье холодной водой до пояса и т. Уровень подготовки в корпусе был очень высок, в следствии чего в него старались определить своих детей и сербы.

Уклад жизни корпуса был налажен по образцу кадетских корпусов дореволюционного времени. В корпусе существовали всевозможные кружки: литературный театральный, музыкальный, шахматный, гимнастический, естественных наук и другие.
Корпус имел свою домовую церковь, в которой регулярно совершались богослужения корпусным священником. День начинался молитвой и кончался ею же. Был зал, в котором устраивались вечера, постановки, выступления, лекции, танцы, концерты и прочее. В одном из помещений был корпусной музей, в котором хранились исторические реликвии, связанные с исторической Россией, знамена корпусов, вывезенные после революции. Также имелся полностью оборудованный гимнастический зал и лазарет для больных и ловчил. При корпусе жил корпусной доктор.
Корпусное здание было весьма обширное. Это было трехэтажное кирпичное строение, возведенное специально для Австро-Венгерской армии. Имелся передний садик и обширный задний плац для игр и упражнений.
В корпусе существовали столярная, слесарная, переплетная мастерские и фотографический кабинет, где работали и обучались ремеслам кадеты, любители этих занятий. Имелись также кабинеты физики, естественных наук и химическая лаборатория.

Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус за время своего существования дал путевку в жизнь более 1000 воспитанников.

В 1944 году корпус был эвакуирован в Австрию, где перешел в англо-американскую оккупационную зону и там был расформирован.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

-3
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Комментарий на фотографии не верен. Это кадеты выпускного класса, состоящие в Сокольском движении.
Комментарий на фотографии не верен. Это кадеты выпускного класса, состоящие в Сокольском движении.
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
-21
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

-43
Комментарий на фотографии не верен. Генерал -лейтенант Б.В Адамович здесь с офицером -воспитателем, а также вице-унтер-офицером выпускного класса сфотографированы с выпускниками корпуса, приехавшими в гости. Один юнкер военного училища,  а второй студент.
Комментарий на фотографии не верен. Генерал -лейтенант Б.В Адамович здесь с офицером -воспитателем, а также вице-унтер-офицером выпускного класса сфотографированы с выпускниками корпуса, приехавшими в гости. Один юнкер военного училища, а второй студент.