Недавно посмотрел два фильма о ТХ «Механик Тарасов» БМП: один наш – перестроечный, другой датский 2014 года. Послушал Харченко В.И. (мир его праху) и «настоящих моряков» из руководства БМП. Послушал капитана М. Ольсена. Решил разобраться. За основу публикации взял описание катастрофы ТХ «Механик Тарасов» от Горячева Радия Ивановича, в 1982 г механика-наставника в БМП. Все радиограммы и приказы из БМП на «Тарасов» передавались при нем. На суде в Канаде, где рассматривались все обстоятельства катастрофы, Горячев был свидетелем.
«В январе 1982 года «Механик Тарасов» уходил из Ленинграда в Канаду – вспоминает Радий Иванович – капитан Былкин был против использования ТХ на трансатлантических линиях. ТХ «Механик Тарасов» построен в 1976 году по советскому проекту компанией Hollming Oy на верфи в Раума, (Финляндия). Ввиду высокого центра тяжести и коробчатого корпуса, предназначался для плавания во внутренних морях. Кроме того, на нем не было водонепроницаемых переборок.
Мое мнение: отсутствие в/н переборок - грубейшее нарушение действующей Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974г. (СОЛАС), а именно: «Глава II-1 Конструкция — Деление на отсеки и остойчивость, механические и электрические установки». Как это могло быть?
Несмотря на штормовое предупреждение «Тарасов» вышел в море. Дальше очень интересно: груз на «Тарасове» - бумага (рулоны) и контейнеры. «За крепление груза на борту отвечал порт отправки но наши моряки все сделали сами» - говорит Горячев. А я говорю: НЕТ. Не может такого быть. Для широкой публики объясняю без терминов морской логистики: при заключении договора, условия поставки оговариваются досконально и фиксируются документально: кто грузит, кто и как перевозит, кто обрабатывает груз в портах, кто платит, кто получает и т.д. И в Канаде и в СССР эти условия обозначались и обозначаются терминами «ИНКОТЕРМС» и обязательны для участников процесса поставки. Так что, администрация «Тарасова» изначально знала, что крепить груз будут они, а не грузоотправитель. Под руководством старпома Штейна и выполнили все работы.
Горячев Р.И.:«…13 февраля появился постоянный крен…создана комиссия по спасению «Механика Тарасова» под председательством замначальника БМП по безопасности мореплавания Геннадия Чистова». Включили туда и Радия Горячева. «Чтобы выправить крен, Былкин приказал заполнить забортной водой балластный танк, находящийся на противоположном борту. Включили насосы и стали ждать. – НЕ ВЫЯСНИВ ПРИЧИНЫ КРЕНА!!!!(-прим.авт.).
Воду закачивали полдня, а крен все нарастал (!!!). О ЧП доложили в Москву начальнику по безопасности Министерства морского флота Майнагашеву (!!!). Просили спустить Былкину приказ о возвращении в Квебек (!!!), т.к. сам он этого решения не примет (!!!). Но Майнагашев ответил отказом. В это время матрос, посланный на нижние палубы "Тарасова", принес тревожную весть (только сейчас !!!! – прим.авт.): один из контейнеров сорвался с крепления (!!!) и пробил углом стенку балластного танка. Другими словами: думали, что закачивают воду в балластный танк, а закачивали в трюм ТХ (!!!).
Горячев: «Теперь, когда причина странного поведения судна была разгадана (!!!) капитан приказал включить помпу».
"Тарасов" с креном "рылся" носом - волной вырвало вентиляционный грибок - вода хлынула в трюм. При заводке пластыря одного из моряков смыло за борт. Вскоре установленный пластырь выбило, а размокшая в трюме бумага забила помпу. 15.02.1982 Былкин попросил помощи в БМП, давать SOS на международной волне он не решился. Советское судно обнаружил вертолет канадской береговой охраны и предложил капитану снять с теплохода весь экипаж. «У нас все в порядке. К нам идет спасательное судно» – был ответ с «Механика Тарасова». Ближе всех к «Тарасову» (100 миль) находился БМРТ КВ-0244 «Иван Дворский».
К «Тарасову» подошло датское рыболовное судно «Сигурфари» и также предложило помощь. Былкин отказался. Капитан Миччял Ольсен впоследствии вспоминал: «Было темно, шёл снег…мы пошли против ветра и вскоре на экране радара на расстоянии 7—8 миль обнаружили крупное судно. Когда подошли ближе и связались с ним по радиотелефону, нам ответили: Мы русские. К нам идёт спасательное судно». Опытный капитан Ольсен, видя состояние «Тарасова», остался поблизости. Именно это решение Ольсена впоследствии спасло жизнь пятерым нашим морякам.
Когда Ольсен увидел, что у «Механика Тарасова» оторвало шлюпку, он вновь вышел на связь и спросил: «Есть ли там люди?» - ему ответили: «Все пока на борту». Канадские вертолеты координировали спасательную операцию, которую вели моряки с «Сигурфари» и кружили над ТХ пока он не затонул.
В последний момент подошёл БМРТ «Иван Дворский», но оказать какую-либо помощь не смог. По воспоминаниям спасшихся с "Механика Тарасова" - капитан «Дворского» проявил нерешительность и подобрал только одного человека, которого не удалось вернуть к жизни. "Сигурфари" поднял 14 тел и 5 живых моряков. Ночью 16 февраля 1982 года «Механик Тарасов» перевернулся и ушёл под воду.
Вскоре в Канаде начался судебный процесс. Грузополучатель – немецкая фирма – требовала возмещения убытков. Суд обязал БМП возместить ущерб. Показания на суде давали Радий Горячев и выжившие в катастрофе моряки с ТХ «Механик Тарасов». В материалах дела имелись кинокадры тонущего судна, сделанные с канадских вертолетов. Иностранцы так и не поняли, почему советские моряки отказались от предложенной помощи. А мы понимаем. Дело, как мне кажется, в следующем: не все читатели, да и не все моряки знают о таком аспекте морского права, как ответственность перевозчика (читай: Былкина, «моряков» из администрации БМП, Харченко В.И., чиновников ММФ СССР) за груз на борту. Передовик-капитан Былкин скорей всего и обсуждал эти моменты с «комиссией» по спасению, когда теплоход тонул (предположение автора).
О причинах катастрофы (мои версии):
· вопрос о ТТХ «Механика Тарасова» и их соответствии району плавания
· экономили валюту – груз обрабатывали силами экипажа, закрепили плохо – «ящик прыгнул», видимо спешили
· после звонка в Москву о катастрофе и разговоре о возможных выплатах за груз, "комиссия" БМП, видимо сама «получила…», назовем это «ука зания»
· делали вид, что есть надежда на «Дворского» (100 миль !!!! хода), отлично понимая, что в штормовом море поднять пловца на 6-метровый борт нельзя, даже если бы БМРТ успел вовремя
· комиссия понимала, что грузовладелец (- получатель) предъявит иск за груз, а при «форс-мажоре» еще неясно, зависит от условий договора и работы юристов
· Былкин – капитан-передовик: «План – все, люди ничто», до последнего боролся за свою карьеру и выполнял указания «комиссии»
Возможно, кому-то статья покажется резкой, но по-другому не получается.
P.S. При подготовке публикации выяснилось, что в 2015 году «Сигурфари», построенный в 1969 году, приобрела мурманская фирма ООО «Персей». Сейчас судно носит имя «Котоярви» и успешно работает под российским флагом.
Источники: Международня конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г. (СОЛАС), КТМ СССР, pandia.ru, consultant.ru, Ютуб, Яндекс