На каком уровне в настоящее время находится современное чеченское общество в вопросе развития культуры? Именно на этот вопрос мы постарались найти ответы в сегодняшнем материале.
Ни для кого не секрет, что культура чеченского народа самобытна, богата и разнообразна. При соприкосновении разных культур и обычаев неминуемо происходит взаимообмен культурными ценностями, от чего непременно только все выигрывают.
Примером культуры «смешанного типа» может служить чеченское общество. Отношения внутри чеченской семьи отличаются строгой регламентированностью и традиционным распределением обязанностей в соответствии с возрастом и полом каждого его члена.
Самая примечательная черта чеченской семьи – это особое отношение к старшему поколению. Старость человека предполагает, что он обладает мудростью, ценным жизненным опытом и потому, безусловно, заслуживает уважения. Почтенный возраст чеченца обеспечивает ему главенствующую роль в семье и общественное признание как человека, способного принять справедливое и мудрое решение в общих интересах.
В чеченском обществе семья – это не только хозяйственная ячейка, но и хранительница основ традиционной культуры и нравственности. Чеченская семья состоит, как правило, из трех поколений: это дети, их родители и бабушки-дедушки. И в семье, и в обществе действует принцип: «Делай, как делают ВСЕ». Так, дети осваивают все необходимые для жизни трудовые навыки, хотя некоторые из них сложились еще в архаическом обществе. Традиционные нормы поведения являются сокровищницей культурного опыта народа. Они целенаправленно готовят членов общества к тому или иному виду практической деятельности, необходимой в конкретных исторических условиях. Основой этнопедагогики чеченцев являлся принцип наблюдения и подражания старшим членам семьи, с практическим участием каждого ребенка в ее трудовой жизни. Главная особенность воспитания в чеченской среде – это уважительное отношение к ребенку, хотя от него требовалось безусловное послушание. Этого добивались с помощью морального воздействия со стороны дедушек и бабушек, матери и отца, старших братьев и сестер, с которыми ребенок находился в постоянном общении. А с трех–пяти лет он начинал выполнять мелкие поручения старших, посильные для него. Трудолюбие, воспитанное в семье, становилось главной положительной характеристикой взрослого чеченца.
Традиционный опыт трудового воспитания детей в родной семье накапливался веками, многими поколениями.
В настоящее время чеченское общество находится в фазе перехода от традиционной культуры к современной цивилизации. Этот переход для любого народа всегда чреват многими трудностями и издержками, с признаками спада, понижения его культурного уровня, чему активно способствуют такие современные инструменты коммуникации как различные социальные сети, месседжеры.
Переход к современной цивилизации (и по капиталистическому, и по социалистическому пути) в разное время преодолевали почти все народы, и ни один из них не избежал подобных издержек.
Тип личности, сформированный чеченской культурой, характеризуется трудолюбием, внутренней дисциплиной и самообладанием, благообразным поведением, почтением к старшим, заботой о младших. Конечно, особенности воспитательного процесса зависели от условий жизни семьи, от уровня экономического, политического и культурного развития народа.
Передача жизненного опыта из поколения в поколение является существенным условием жизнеспособности любого этноса. В процессе социализации личности главную роль играет семья, хотя в современных условиях ее влияние существенно дополняется ролью различных коллективов и учреждений культуры. Любая этнокультура по сути синкретична, она впитывает в себя различные элементы культуры других народов. Современные средства информации и коммуникации весьма способствуют этим процессам. Однако для этнической культуры приемлемы только те ее новые элементы, которые не противоречат ее традиционным устоям. Наряду с выбором каждым человеком способа собственного самовыражения в чеченском обществе этот процесс регулируется еще и коллективным выбором народа.
Неопровержимым историческим фактом является то, что Чеченское общество на протяжении многих столетий подвергалось мощной экспансии на разных уровнях – политическом, культурном (русской и европейской культуры). Результат этого взаимодействия – новые формы жизни чеченского общества, которые стали факторами его конслидации и включения в культурный диалог с другими народами.
В советскую эпоху чеченская культура активно взаимодействовала с традициями других народов, населявших Чечено-Ингушскую автономную республику, а также находилась под влиянием классического искусства. В
республике действовали Союзы писателей, художников, кинематографистов, были созданы симфонический оркестр, русский и национальный драматический театры, выступали детские творческие коллективы. Здесь выросла целая плеяда заслуженных деятелей культуры, известных не только в СССР, но и за рубежом: танцор М. Эсамбаев, певец Большого театра М. Минцаев, композиторы А. Шахбулатов, У. Бексултанов, С. Димаев. Все это способствовало формированию новой культурной среды, развитию чеченского общества в русле мировой цивилизации.
Вопрос: «Что для Вас значит культура?» вызвал у респондентов различные ассоциации. Они ответили: «основа жизни; отношение к жизни; образ жизни; норма поведения; сочетание образованности, порядочности и тактичности; вести правильный образ жизни; образование, и духовное развитие и искусство; этика, эстетика; совокупность материальных и духовных ценностей; образ жизни, соответствующий чеченским традициям; материальное и духовное развитие общества и человека, образование и все ценности».
Социологический опрос показал, что население республики нуждается в расширенном комплексе культурного сервиса, представленном качественным репертуаром и исполнением, широким выбором различных сфер искусства.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что, по мнению большинства деятелей культуры, вовлеченных в опрос, симбиоз культур и традиций, которые являются концентрацией духовного опыта разных народов, вовсе не мешает, а способствует развитию любого общества. При соприкосновении с другими этнокультурами, в том числе и более высокого уровня, чеченское общество только обогащается, а не утрачивает свою самобытность.