Найти в Дзене

Изъ с. Савельевки, Николаевскаго уѣзда, Самарской губерніи.

Въ селѣ нашемъ болѣе 300 домохозяевъ, наличныхъ душъ же насчитывается до 2.000. Владѣніе землей общинное, на 620 ревизскихъ душъ земли приходится около 10 десятинъ на душу. Сѣвооборотъ безпольный, т. е. одинъ сѣетъ рожь, рядомъ другой — пшеницу, третій — просо. Сожнутъ рожь, можно-бы пустить скотину — пшеницу потравишь, уберутъ пшеницу — просо мѣшаетъ. О правильномъ сѣвооборотѣ никто и не думаетъ.

Земля наша вообще хорошая. Лучшіе урожаи всегда бываютъ на выгонной землѣ, но послѣдняя съ каждымъ годомъ все уменьшается. Уменьшеніемъ площади выгона въ затруднительное положеніе поставлено скотоводство; сѣнокосы совсѣмъ пали, искусственное же травосѣяніе считается невозможнымъ и непримѣнимымъ къ жизни. «Куда намъ до посѣва травы; у насъ и хлѣбъ плохо родится!»— говорятъ сельчане.

Уборка хлѣбовъ производится больше машинами. Въ селѣ насчитывается нѣсколько десятковъ косилокъ, вѣялокъ, желѣзныхъ плуговъ; появились сноповязалки, сѣялки, молотильные камни. Лѣтъ 7—8 назадъ о машинахъ этихъ крестьяне наши и понятія не имѣли. О пріобрѣтеніи косилокъ бывало и слышать не хотятъ,— «на що, зариже»! говорили хохлы (⅓ жителей села хохлы). Другими занятіями, которыя могли бы служить подспорьемъ къ сельскому хозяйству, сельчане не занимаются. Огороды ни «то», ни «се», садовъ одинъ — два, больше нѣтъ, бахчамъ удѣляютъ мало вниманія. Шорники, овчинники, портные — почти всѣ пришлые.

Скотъ мелкій и невидный. «Заведи хорошую лошадь», разсуждаютъ крестьяне, «надо за ней уходъ!». Небольшіе заработки даетъ проходящая въ 8-ми верстахъ желѣзная дорога и стрижка овецъ (уѣзжаютъ въ Уральскую область стричь овецъ). Но если всмотрѣться получше, то стрижка не пользу приноситъ, а вредъ. За недѣлю до. отъѣзда «стригали» начинаютъ отдыхать и выпивать; лѣзутъ въ долги подъ заработокъ. Дорогой и на мѣстѣ стрижки продолжается тоже. Обратный же путь еще веселѣе. Между тѣмъ, время стрижки часто совпадаетъ съ жнитвомъ, и стригалямъ, въ силу необходимости приходится убирать хлѣбъ свой зеленымъ или же когда половина его высыпится на землю.

Нужно замѣтить, что не одни стригали потягиваютъ „горилку". Она постоянно бываетъ и на сельскихъ и волостныхъ сходахъ. Старики при всякомъ удобномъ случаѣ найдутъ причину выпить. Наймутъ пастуховъ — могарычъ; порядятъ конюховъ — тоже; а тамъ выборъ старосты, сборщика, наемъ пахаря, сотскаго, десятскаго, сторожей различныхъ и все это не вдругъ, а по частямъ, чтобы не одинъ разъ на чужой счетъ доставить себѣ удовольствіе. Выручка казенной винной лавки наглядно показываетъ, какую кругленькую сумму пропиваютъ наши мужички. Въ 1903 году, напримѣръ, казенная винная лавка выручила около 25.000 рублей (изъ этой лавки беретъ и сосѣднее село Родіоновка; за прошлый же 1904 годъ годовой приходъ ея еще неизвѣстенъ, но кажется не меньше. Это еще не все. Лѣтъ 5—6 тому назадъ въ мѣстности нашей появилось пиво и въ короткое время снискало любителей. Рѣдкій лѣтній праздникъ проходитъ теперь чтобы во время его не было выпито 50 или 40 ведеръ пива. И такъ, 25.000 руб. на водку, порядочная сумма на пиво, да переплачиваемые гривенники въ шинкахъ — получается довольно крупная сумма. Еслибъ сберечь хотя четверть ея, какую-бы можно прекрасную школу построить, да и не одноклассную, а двухклассную, гдѣ бы подростающее поколѣніе могло запасаться большимъ знаніемъ, любознательностью, а главное два-три лишнихъ года, проведенныхъ въ школѣ, укрѣпляли бы молодежь въ нравственности. Пора подумать и объ этомъ. Въ настоящее время у насъ существуютъ двѣ школы: церковно-приходская и земская. Учащихся насчитывается до 150 человѣкъ. Зданіе церковной школы хорошее, земскаго — сносное. Жители къ школамъ относятся равнодушно. Ученики по выходѣ порываютъ съ школой всякую связь и скоро забываютъ то, о чемъ узнали тамъ. Встрѣчаются крестьяне, получившіе когда-то свидѣтельство объ окончаніи курса, а теперь еле читающіе по складамъ. Но свѣтъ просвѣщенія начинаетъ проникать все больше и больше. Газеты и журналы, особенно теперь въ военное время, въ селѣ не рѣдкость. У жителей такъ или иначе укореняется мысль о необходимомъ обученіи дѣтей, и нѣкоторые зажиточные стали отдавать ребятъ во второклассную школу и городское училище.

Все лѣто у крестьянъ нашихъ, въ полномъ смыслѣ, кипитъ работа. Зимой же, за отсутствіемъ промысловъ и ремеслъ, свободнаго времени остается много. Настаетъ однообразная, будничная жизнь. И вотъ, чтобъ сдѣлать ее разнообразнѣе, придумываютъ различныя развлеченія. На первомъ планѣ — кулачки. Немало одежи перервутъ и крови поубавятъ другъ изъ друга! Но не всѣ счастливцы этимъ отдѣлываются, нѣкоторые, поймавъ «тумака», чахнутъ лѣтъ 5 и отправляются на тотъ свѣтъ. Орлянка тоже много вреда приноситъ, особенно молодежи. Воровство и пьянство — являются естественными послѣдствіями орлянки. Многіе совершенно погибаютъ изъ-за орлянки и пьянства. Кулачки и орлянка процвѣтаютъ потому, что разумныхъ развлеченій въ селѣ почти не бываетъ. Показываютъ раза два въ зиму туманныя картины, но этого, конечно, недостаточно. Библіотеки нѣтъ. Въ медицинской помощи населенію нашей мѣстности желательно также видѣть улучшеніе. Ближайшій медицинскій пунктъ — 25 верстъ. Врачъ въ селѣ бываетъ очень рѣдко. Сельчане-же лѣчиться ѣздятъ только въ крайнихъ случаяхъ, когда болѣзнь застарѣетъ. Лѣченіе такихъ больныхъ кончается большею частью смертью. Крестьяне говорятъ поэтому поводу, что доктора залѣчиваютъ до смерти. Зато остается широкое поле для дѣятельности знахарей, шептухъ и бабокъ.

Половина построекъ села нашего изъ глины съ соломенными крышами. Пожары до сего времени были не часты, но въ будущемъ можетъ случиться и иначе. Не мѣшало бы савельевцамъ улучшить пожарное дѣло. Съ машинами нашими въ легкій вѣтеръ село можетъ превратиться въ груду пепла. Какъ доказательство, приведу бывшій лѣтомъ пожаръ. Горѣли надворныя соломенныя постройки. Тишина была поразительная. Привезли на пожаръ два насоса. Одинъ сразу не дѣйствовалъ, а другой началъ работать, но недолго — лопнула кишка. Будь вѣтеръ и жители, вѣроятно, пострадали-бы отъ пожара очень сильно.

Кр-нъ М. Литвененко.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 15, стр.347-348]

См.

Рождество 1914. 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

С Рождеством Христовым 1914, 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира