Возвращаясь с моря мы с мужем вышли из скорого поезда в Рязани и остаток пути проделали на попутной электричке, не покупая на неё билет, а предъявив контролёрам наши билеты на проезд в скором поезде (как факт, что проезд нами оплачен).
Очень удобно, не нужно доезжать до Москвы, а потом возвращаться. Экономятся и время, и деньги. Ведь поездка-то, по сути, оплачена. Осталось добавить, что было это 20 лет назад.
Способ добраться до дому (или нужного населённого пункта) на попутной электричке, сойдя с поезда дальнего следования на промежуточной станции был широко известен с советских времён, и многие этим пользовались.
Нужно сказать, что это не было нарушением правил проезда, всё было совершенно официально. Достаточно было предъявить контролёрам билет на поезд. Единственное условие: нужный вам населённый пункт должен был находиться не дальше официального пункта прибытия и на маршруте следования. Это было отражено в правилах перевозки пассажиров.
«При желании пассажира следовать в поезде или вагоне низшей категории неиспользованные доплаты (за плацкарту и скорость) возврату не подлежат». Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР Р.1, Ч.1, параграф 38.
Чтобы было понятнее: нам нужно было попасть в Коломну. Наш поезд прибывал на Казанский вокзал, а мы вышли в Рязани и по нашим билетам на поезд уже на электричке добирались до Коломны. Но это было ещё до реорганизации МПС.
В этом году нам снова повезло. Наш поезд снова приходил на Казанский вокзал. И у нас снова появилась возможность сократить маршрут, доехав до дома на электричке.
Поэтому, возвращаясь с моря, уже с детьми, мы вспомнили об этом и решили поступить так же. Удобно же. Не нужно ехать в обратную сторону, таскаться по вокзалу с детьми и чемоданами. Да и времени часа четыре экономится.
Можно, конечно, было бы сразу взять билеты до Рязани. Но временной разрыв между нашим поездом и последней электричкой на Москву был небольшой.
В каждом поезде есть штабной вагон, в котором едет начальство – последняя инстанция в разрешении всех поездных споров, поэтому супруг решил провентилировать вопрос у начальника поезда. Номер штабного вагона можно узнать у проводника.
Кстати сказать, если у вас возник какой-либо конфликт в пути с проводником, иногда бывает достаточно спросить номер вагона, в котором находится начальник поезда, чтобы конфликт решился.
Увы, начальник поезда нас расстроил. Оказалось, что возможность завершить маршрут на электричке исчезла вместе с Советским Союзом и МПС.
Теперь, если вы выходите на промежуточной станции, РЖД разрывает с вами договор в одностороннем порядке и услуга (перевозка вас) считается выполненной.
То есть бесплатно продолжить поездку на электричке не получится. Придётся, как все, покупать билеты на общих основаниях, несмотря на то, что, в сущности, проезд вы уже оплатили. То есть, по факту, оплатить проезд второй раз.
В итоге мы проехали и мимо дачи, и мимо дома, а потом с вокзала поехали в обратную сторону. Что делать, рыночные отношения…
РЖД допускает возможность прервать поездку по какой-либо причине на 10 дней (заболели, решили навестить родственников, да мало ли что в дороге приключится).
Для этого нужно в течение трёх часов поставить отметку в билете у начальника станции, на которой вы вышли, а потом продолжить путь, оплатив плацкарту (часть стоимости билета).
Это практически единственная услуга железной дороги, которая осталась со времён Советского Союза.