Мдяяяя. Сейчас полетят в меня камни... с обеих сторон. И со стороны пилотов, и со стороны пассажиров. Бррр.
Давайте лучше так: "летают ли пилоты во сне?" Вот на этот вопрос ответить очень легко - летают. Особенно после долгого перерыва. Особенно при переучивании. И особенно... после дружеских посиделок. Впрочем, в этом случае, все пилоты переквалифицируются в вертолетчиков. Почему-то.
Ну ладно, отвлеклись, а теперь вернемся к теме. Люди почему-то устроены так, что они любят спать ночью. С точки зрения эффективного менеджмента АК это досаднейшее упущение со стороны природы. И еще - люди устроены так, что они привыкают к определенному режиму сна и бодрствования. С точки зрения эффективнейшего менеджмента - это еще более досадное упущение. Но, наши эффективные не унывают и с природой активно борются! Воспитывают из пилотов сверхчеловеков!
Вот тебе братец дневной рейс в Лондон. Шикарно? А как же. В 10 утра на работу, в 9 вечера домой. Поужинал и спать. А на завтра... а вот тебе Новосибирск на завтра! В час ночи вылет, ерунда ведь, правда? Вчера же подустал с этим Лондоном, спать завалился в 10 вечера... Как ни старался - в 10 утра проснулся. А в 10-11 вечера уже пора выезжать в аэропорт. Вот кто не успел стать сверхчеловеком - тот так и поедет не выспавшись днем. Домашние дела тоже делать надо. И каков итог? А итог прост - в 10 утра встали, в час ночи взлетели, под кофе и разговоры долетели до Новосибирска. Ура? Как бы не так! Нам еще назад пилить. И вот тут начинается! По Москве - 4 утра, самый сон. В кабине - а в кабине скучно... Автопилот, одни и те же (конечно, это хорошо, что они одни и те же - все в норме) показания приборов, медленно ползет самолетик по линии пути на навигационном дисплее, изредка-изредка зашипит радиоооо... Ааааа... Уаааа... Эааа... Хрррр... Хрррр... Хррр... Оэээээ! Не спать!
Но не зря, не зря наши эффективные менеджеры такие эффективные! Придумали они спасение. Называется - "Контролируемый отдых на рабочем месте". Применяется на "незагруженном действиями участке полета", то есть в крейсерском полете на эшелоне. Именно тогда, собственно, когда больше всего клонит в сон. Что это такое? А вот что. Предположим второй пилот (он же недавно у нас летает, а значит не успел еще стать сверхчеловеком) совсем засыпает. Вот не может больше ну никак. В этом случае, в кабину вызывается бортпроводник и... возжелавшего сна пилота максимально надежно фиксируют в его кресле. Ремнями. Есть скотч - пойдет и скотч. Есть кляп - аааа, нечего храпеть, и кляп в дело пустим... Главное - надежно его зафиксировать. А само кресло максимально отодвигается назад. И делается это все для того, чтобы проснувшись от кошмарного сновидения этот пилот не начал хвататься за что попало. Вот так вот. Не бойтесь, пассажиры - спящий пилот надежно связан! Пусть поспит... А бортпроводник, тем временем, развлекает бодрствующего командира. Чем угодно, как угодно - но в любой момент времени в кабине должны находиться два бодрствующих человека, один из которых пилот. Безопасность же на первом месте! Всегда!
А что же делать, спросите вы, если и командир захочет вздремнуть? Не бойтесь, граждане! Не захочет. От зрелища связанного коллеги любой сон улетучивается. Можно и развлечься - попросить у бортпроводника (цы!) губную помаду и усики ему подрисовать. К тому же - командир летает уже давно, эффективнейшая методика воспитания сверхчеловеков из лиц летного состава почти сделала из него такового. К тому же - графики командира и второго не совпадают, он скорее всего отоспался как-то. Да и бортпроводник не даст заснуть. В крайнем случае разбудят второго, за полчаса сна он чуть подоклемался.
А почему нельзя распределять полеты по более адекватной схеме? То есть неделю дневных рейсов, а после выходных ночные, но все ночные, чтобы привыкнуть днем спать? А потому. Потому что нельзя. Это неэффективно. Совсем неэффективно. Сверхчеловека так не вырастишь. Никак.
Обратите внимание - это юмор. Серьезно о той же проблеме - вторая часть статьи!