Жить в мире, где не оценивают твой музыкальный вкус, а просто принимают таким, какой он есть, – замечательно. Но реальность иная: целые жанры попадают под влияние стереотипов, а наши предпочтения клеймятся ярлыками. Разберёмся, почему не стоит торопиться с выводами и проявлять музыкальный снобизм.
Скидываю я как-то подруге трек Хаски. Ну знаете, эти «Пиф-паф, пиф-паф, пиф-паф, тыщ-тыщ, пиу-пиу» в «Кроте». Конечно же, я убедительно прошу её послушать песню, ведь Хаски не про тёлочек в машине читает, как-никак есть в лирике во что вслушаться, над чем призадуматься:
– Это что, рэп?
– Ну да, – уже ясно, куда клонит.
– Ну понятно. Ладно, послушаю.
Одолжение мне сделали. Спасибо. Ну, понимаете ведь? Рэп – музыка для умственно отсталых, а рок – это нечто интеллектуальное. И вообще, чё там есть в этих ваших рэпе или попсе, фу.
Ещё в школе, на уроке музыки, учительница рассказывала нам о том самом знаменитом исследовании студентов Оксфорда, по результатам которого оказалось, что интеллектуалы слушают метал, рок, классику (но всё же больше рок). А вот те, что по рэпчине, вообще отстали в развитии по сравнению с другими студентами.
Раньше, в средней и старшей школе, я слушала в основном рок: Oomph!, Rammstein, Marilyn Manson и так далее. А сейчас одна из моих горячо обожаемых групп – Anacondaz. Вы же в курсе, что это рэп-группа? Нет, рок я тоже люблю, просто мои музыкальные предпочтения стали более лабильны. А тогда, в старших классах, я искренне верила, что прослушивание рок-музыки выделяет меня среди остальных, показывает мою статусность, необычность. С возрастом пришло очень простое осознание: то, что ты слушаешь, мало что говорит о тебе. То есть музыка – всего лишь дело вкуса, а не отражение твоей ублюдочной души.
Кстати, сама музыка тоже попадает под влияние стереотипов: если вы бывали на концерте современных рэп-исполнителей, то заметили, что большинство групп вживую играют скорее рокерские аранжировки, нежели старый добрый рэп. Да и вообще, как-то мы сидели с отцом в машине, и я подрубила «Спаси, но не сохраняй» своих ненаглядных Anacondaz. Знаете, что он сказал? «Молодец, до сих пор рок слушаешь, не изменяешь своим вкусам». Ну вы поняли. Я хочу показать, что музыка не может быть деграданской или умной, а ярлыки, которые мы так часто любим вешать на конкретных исполнителей или целые жанры, – это лишь следствия стереотипов.
Начнём с эксперимента, который породил представление о связи интеллекта и музыкальных предпочтений. Итак, интернет на запрос «Музыкальные предпочтения и интеллект» выдаёт изумительную статью (везде одинаковую) об эксперименте оксфордских учёных. Они опросили 467 старшеклассников из Хорватии, потом дали им пройти тесты IQ и пришли к просто поразительным результатам: любители классики и рока получают самые высокие баллы, а фанаты рэпа и попсы валят тест. Да это же просто замечательно! Знакомишься с человеком, узнаёшь, что он слушает, и всё – делаешь выводы о его интеллекте моментально! Шикарно.
Только вот по поиску в сети выдаются лишь русскоязычные ссылки, а если вбивать запрос на английском, то… Ничего не выходит. Так что очень вероятно, что данная информация является фейком. А если вы имеете хоть какое-то представление о том, как на самом деле проводятся исследования, то для вас не станет открытием следующее: подобные выводы ничегошеньки не стоят, а уж тем более не определяют уровень интеллекта человека.
Во-первых, что за выборка? Всего 467 человек, и по ним мы будем судить оставшихся людей? Серьёзно? А вы вообще в курсе, что на планете 7,74 миллиарда человек проживает?
Во-вторых, взята конкретная социальная группа – старшеклассники из Хорватии. Несостоятельность этой выборки в том, что музыка – часть популярной культуры, циклично меняющейся от года к году. Может, именно во время этого эксперимента в Хорватии популярна была рок-музыка, поэтому любителей рока оказалось большинство. И среди этого большинства были умненькие ребята. А если взять людей постарше, то результат мог оказаться другим, и наоборот.
В-третьих, измерение интеллекта человека усреднёнными IQ-тестами давно подвергается критике, поскольку интеллект состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю. В статье М. А. Холодной «Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития» упоминается, что популярный тест Айзенка мало коррелирует с успешной профессиональной деятельностью. Там же авторка делает хорошее замечание: тесты построены по принципу «делай как я». Все прекрасно понимают, что каждый из нас обладает индивидуальным мышлением и подстроиться под авторское решение теста сложно.
Помимо теста Айзенка существуют и другие вариации, направленные на исследование широты кругозора и невербальных навыков. Вариабельность результатов очень большая, ведь у каждого из нас индивидуальный набор сильных сторон «интеллекта»: кто-то с лёгкостью решит математическую задачку в уме, но с трудом объяснит значение слова «этнография», и наоборот. Стоит ли говорить о том, что результат будет различным и в зависимости от того, в каком состоянии вы решаете тест?
Допустим, мы разобрались, почему аргумент «учёные на основе IQ-теста доказали, что любители рока умнее» – вообще не аргумент. Теперь поговорим о том, что действительно может повлиять на наш музыкальный вкус и почему это скорее дело случая, нежели показатель чего-либо.
Стоит начать, пожалуй, с предположения о моделировании: о том, что ваш музыкальный вкус – преемственность, а не личный выбор, и он формируется под влиянием среды. То есть если ваши родители любили рок, то и вы с большой вероятностью станете поклонником данного жанра. Или наоборот. Как повезёт. Можете сами проанализировать свои музыкальные предпочтения и соотнести их с любимой музыкой родителей.
Может, вас не родители воспитывали, а улица. А на улице ребята включали и слушали рэпчину. Или вы вообще тусили со старшеклассниками-готами и вместе с ними курили под Мэнсона. Есть такая вероятность, что вы старались подражать кому-то, поэтому полюбили тот же музыкальный жанр, что и окружение, игравшее не последнюю роль в определённый период жизни.
А если на наши музыкальные предпочтения влияют личные качества? Чтобы проверить это предположение, учёные, опираясь на теорию эмпатии-систематизации Саймона Барона-Коэна, опросили 4000 человек. Предварительно испытуемых разделили на две условные категории в зависимости от того, склонны эти люди к эмпатии или систематизации. Систематизация помогает нам видеть причинно-следственные связи и находить закономерности, а эмпатия направлена на понимание сложных нелинейных систем, которые не описываются набором закономерностей. Таким образом, систематизаторы стремятся к выявлению закономерностей и анализу, а эмпаты пользуются интуитивными методами, коммуникативные навыки даются им лучше. В результате выяснилось, что для эмпатов характерны мягкие музыкальные жанры вроде софт-рока, фолка. Для систематизаторов привлекательными оказались более агрессивные направления, энергичные композиции.
Данное исследование, откровенно говоря, вообще не даёт конкретики хотя бы потому, что деление всего человечества на две группы – это не совсем правильно. Но результаты порождают почву для размышлений. Не исключено, что этот эксперимент в дальнейшем станет отличным подспорьем для чего-то более основательного.
Интересное исследование провели нейробиологи: изначально испытуемым дали послушать музыку, а затем предложили назвать сумму, которую они были готовы потратить на данного исполнителя. Позже условия эксперимента изменились: учёные прибегли к транскраниальной электростимуляции головного мозга – неинвазивному воздействию непосредственно на структурные центры мозга. То есть к головам испытуемых подключались специальные датчики, генерирующие импульсивные токи низкой частоты. Ток проходил сквозь мозговые оболочки, и работа нейронов ускорялась. Результаты, конечно же, изменились: люди увеличили сумму, которую им было бы не жаль потратить, примерно на 10 %.
Чтобы полностью понять, чем интересно это исследование, необходимо знать, как работают нейроны. Они «общаются» между собой с помощью нейротрансмиттеров – этаких сигналов, писем. К ним относятся серотонин, адреналин и дофамин, которые по совместительству являются и гормонами, регулирующими наш эмоциональный фон. То есть гормоны могут поменять как ваше настроение в целом, так и отношение к конкретным вещам, в том числе к музыке.
И без транскраниальной электростимуляции мозга такое возможно: вам признались в любви под Элджея? Ну всё, теперь Элджей ассоциируется с приятным, а значит, что и сам Элджей стал приятен для ушей, и вот вы уже покупаете билет на его концерт. Или вы въехали в столб, а на фоне играл «Король и шут»? Тогда какое-то время слушать «Прыгну со скалы» будет не очень приятно. Сама ситуация задаёт вам эмоции, которые будут возникать из-за данного исполнителя/композиции. «Ваша песня» стала такой не потому, что её кто-то написал специально для Васи и Маши, а потому что именно она играла во время конфетно-букетного периода.
Напоследок у нас не менее серьёзное исследование. Учёные из Института неврологии Монреаля отобрали девятнадцать добровольцев и дали им послушать незнакомые мелодии. Испытуемых подключили к аппарату МРТ, который отслеживал их показатели, и предложили заплатить произвольную сумму за композиции. Что в итоге показал эксперимент? Учёные узнали, что на оценку трека нам хватает нескольких секунд. Но настоящий интерес не в этом.
Наш мозг, как корпорация, разделяет обязанности между своими «сотрудниками» – определёнными частями коры головного мозга, которые взаимодействуют между собой. За слух отвечает височная доля, а за удовольствие (как и за зависимость и агрессию, к слову) другой «сотрудник» – прилежащее ядро. При прослушивании понравившейся композиции связь между ними двумя усиливается. Почему именно эту музыку выбирает прилежащее ядро, пока не ясно. Всё слишком индивидуально, поэтому точного ответа на этот вопрос у учёных нет. Пока нет.
И что же по итогу? Слишком много факторов, слишком много условий и нюансов, а чёткой картины так и нет. Любимые песни становятся таковыми в результате сложной работы социальных, эмоциональных, нейробиологических факторов. Но с одним мы согласны точно: ни интеллект, ни наличие или отсутствие вкуса роли не играет. Музыка – всего лишь музыка, как бы прозаично это ни звучало. Задуматься стоит лишь в том случае, если вы оцениваете своих знакомых по тому, какой музыкальный жанр они слушают.
Литература по теме
Смирнова Ю. Как мозг выбирает музыку // Наука и жизнь. URL: https://www.nkj.ru/news/22012/.
Стиль мышления определяет, какая музыка нравится // Naked Science. URL: https://goo-gl.su/lH8JGR.
Стимуляция мозга изменила музыкальные предпочтения // Naked Science. URL: https://goo-gl.su/DksRIKS.
Холодная М. А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. 2004. Т. 1, № 2. С. 66–75. URL: https://goo-gl.su/0anGW0s.
Текст: Елена Белоногова
Редактор: Юлия Телякова
Иллюстратор: Соня Оттен