21 сентября православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы, а 27 – Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. Казалось бы, праздники православные, но существует много примет и традиций, пришедших от времен язычества. Люди радовались сбору урожая, устраивали осенины.
Итак, само Рождество Богородицы празднуется 21 сентября. Но в православной традиции есть понятие предпразднования и попразднования: это дни, которые идут в свою очередь перед и после. Поэтому празднование растягивается почти на неделю с 20 сентября по 25. На многих православных ресурсах можно подробнее почитать об этом. Но в этот же период происходят Осенины - праздник урожая и окончания полевых работ. Сейчас даты Осенин тесно перекликаются с церковным календарем: 14 сентября – Симеон Столпник (в народе – Семён-летопроводец), 21 сентября – Рождество Богородицы (Оспожинки – праздник урожая) , 27 сентября – Крестовоздвижение (традиционно было много обрядов в этот день, связанных с движением).
В разных губерниях празднование проходило по-своему. Но к 14 сентября старались закончить полевые работы. А вечером проводили обряды по обновлению огня. Считалось, что старый огонь надо потушить и зажечь , другой, который бы стал символом обновления. Обычно это делал глава семьи. В одних губерниях использовали при этом кремень, в других – терли два куска дерева, обычно липы и дуба. Дымом от огня окуривали помещение, чтоб задобрить домового. Семён-летопроводец открывал период засидок, то есть работы в избах при огне.
Дата 21 сентября очень интересная. Здесь явное наслоение нескольких традиций, при этом очень трудно разобраться, откуда они пришли. Бесспорным является то, что это день накануне осеннего равноденствия. С православной традицией более-менее понятно: в этот день отмечается Рождество Богородицы (хотя католики празднуют его 8 сентября, что объяснимо разницей между юлианским и григорианским календарём, а вот коптские христиане отмечают его 9 мая). Кстати, праздновать его стали только с конца VI или начала VII века. Но особых торжеств он был удостоен только к XII веку, когда составили устав (порядок) этого богослужения.
А вот языческую подоплёку выявить довольно трудно. И в разных интернет-ресурсах, посвященных язычеству, нет единого мнения. Где-то говорится, что это был день Рода и рожаниц, где-то, что это день Сварога. Достоверно известно, что в этот день были народные гулянья, посвященные празднику урожая. Ещё это был своеобразный женский день, потому что именно женщина – символ матери-земли и плодородия. В этот день как любили играть свадьбы, так и захаживать к новобрачным, смотрели, какой стол приготовила хозяйка. Девушки рано утром шли к водоёмам с овсяным киселём или хлебом, говорили слова, наподобие молитвы и заклички. Вроде, обращение к Богородице, но по сути это переложение обряда, связанного с языческой богиней Макошь.
27 сентября – третьи осенины и Крестовоздвижение. Считалось, что в это время «осень навстречу зиме двигается», «хлеб с поля на гумно движется», а «птица к полёту». В лес старались в этот день не ходить, потому что боялись потревожить медведя, который устраивает берлогу, и змей (считалось, что незваных гостей они могут затащить под землю). Прообразом православного креста явилась славянская свастика – символ солнца. Именно оно способно разогнать тьму. Чтобы оградить свой дом от ненастья, люди складывали крестом ветки рябины или вырезали деревянные кресты. Обходили с ними дом, а потом развешивали эти обереги во всех постройках.