Найти тему
Никита Иванов

Сухая земля души. Что делать, если нет плодов духовной жизни.

Евангелие не раз сравнивает нашу душу с землей. И в притче о сеятеле очень ярко звучит огромная трудность в приношении плодов духовной жизни. Что же это за феномен такой, который сегодня сплошь и рядом встречается на исповеди и в наших храмах, а главное в наших душах. Почему сохнет земля души и что с эти делать? Попробую разобраться.

Говорить об этом мне вполне возможно, ибо сам страдаю сухостью сердечной и буду в первую очередь говорить о себе. Душа высыхает без молитвы, это факт. И пусть многие из нас много и постоянно молятся, это не мешает душе сохнуть, так как солнце гордости палящее и беспощадное. Земля, как и душа, вполне чудесное явление. Можно поливать, удобрять, ухаживать, а результат ноль, или почти. А можно и наоборот, поливать временами, удобрять скудно, ухаживать как получится, а результат превосходный. Так и с душой, мы ведь хотим видеть в ней плоды духовной жизни, а что видим? Правильно, зачастую их отсутствие. Вроде и листья есть, и цветы были, а плодов не находим.

Думается мне, что сухость нашей душевной земли это не только результат неправильных наших усилий, а еще и промысел Божий. Конечно в первую очередь результат, но и промысел тут не в последнюю. Можно много учиться духовной жизни, стараться самому пройти трудной узкой дорогой преодоления себя, иметь пусть и слабую и не постоянную, но молитву, а плоды вызывают сожаление. Вот тут и важно понять, плоды подает Господь и тогда, когда посчитает нужным. А что нам, как жить без плодов? Выскажу крамольную мысль, отсутствие плода тоже плод. Мы привыкли к хозрасчету, посадил, полил, получил. В духовной жизни не так, порой «не получил» больше чем получил.

Однажды, читая в письмах святителя Игнатия о плодах, меня удивили такие слова «…на пути благочестия, на котором можно понести тяжкие труды и иметь самые малые плоды, и, напротив, при малом труде, но правильном можно обогатеть духовными плодами.» Я озадачился этими словами. Ну где простому человеку найти сегодня тот самый «малый, но правильный труд». Наставников нет, старцы поумирали, святые перевелись, в отличии от лже - старцев, лже-святых, лже-наставников. Где научиться малому труду и весьма плодовитому? Да вот только теперь начинаю понимать, что ошибки, неразумие и страдания от этого и есть наш малый, но такой плодовитый труд. Там потерпишь, тут пострадаешь, здесь поплачешь и глядишь, шоколадка. Вроде и сил не осталось на молитву, и в храм иногда нет возможности пойти, даже на совет духовный нет надежды, земля души так высохла, а молитва вдруг оживает и из глаз капает. Вот и получается, при всех трудностях духовной жизни, остается нам великая христианская добродетель - терпение. «В терпении вашем стяжите души ваши», это про нас, сегодняшних.