В конце прошлой недели мы задали вопрос: Угадаете ли вы, кто написал этот «роман»? Кто не читал, советуем прочесть по ссылке. А теперь, собственно, ответ.
Вот он 🥁🥁(барабанная дробь)... автор пародии.
Это Антоша Чехонте. Всем известный Антон Чехов.
На фото талантливому писателю всего лишь двадцать лет. Так он выглядел в 1880 году, когда и был напечатан роман-пародия. Спустя примерно двадцать лет (а может, и чуть больше) писатель станет очень и очень известным и, конечно же, будет фотографироваться в пенсне (и каждый школьник запомнит его именно таким.
Был в Москве у глазного врача. Один глаз у меня дальнозоркий, другой близорукий. Правый в прошлом году едва не погиб; была невралгия, осложненная сыпью на роговице, и теперь остался легкий парез аккомодации и боль. Получил приказ лечиться электричеством, мышьяком и морем. Привез кучу очков и лупу для упражнения левого глаза, который не умеет читать. Совсем калека!
из письма Чехова Суворину, 1896 год
В «романе» «Тысяча и одна страсть» Чехов спародировал характерные черты романтически приподнятого стиля Виктора Гюго.
Сравните:
Из романа «Собор Парижской Богоматери»:
Триста сорок восемь лет шесть месяцев и девятнадцать дней тому назад парижане проснулись под перезвон всех колоколов, которые неистовствовали за тремя оградами.
и Антона Чехова:
На башне св. Ста сорока шести мучеников пробило полночь. Я задрожал. Настало время. Я судорожно схватил Теодора за руку...
Из романа «Отверженные»:
Эшафот — это сообщник палача. Он пожирает человека, ест его мясо, пьет его кровь. Эшафот — это чудовище, созданное судьей и плотником, это призрак, который живет какой-то страшной жизнью, порождаемой бесчисленными смертями его жертв.
и Антона Чехова:
Дождь и снег — эти мокрые братья — страшно били в наши физиономии <...> Ветер стонал, выл, рыдал... Стон ветра — стон совести, утонувшей в страшных преступлениях <...> Луна — беспристрастный, молчаливый свидетель сладостных мгновений любви и мщения <...> Жерло вулкана — пасть земли...
Вообще-то говорят, Чехов пришел в литературу как мастер пародий. Он осмеивал беллетристические клише и отрицал литературу. Особенно ему нравилось пародировать популярный в то время «роман ужасов», романы и повести Пазухина, Соколовой и др. И только представьте, как много пародий он смог бы написать сейчас.
Давайте познакомимся с еще одной небольшой статьей-заметкой, опубликованной в журнале «Стрекоза» за простой подписью «Антоша».
Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.
Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обеднявший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки, немец-управляющий, эсквайр и наследник из Америки. Лица некрасивые, но симпатичные и привлекательные. Герой — спасающий героиню от взбешенной лошади, сильный духом и могущий при всяком удобном случае показать силу своих кулаков.
Высь поднебесная, даль непроглядная, необъятная... непонятная, одним словом: природа!!!
Белокурые друзья и рыжие враги.
Богатый дядя, либерал или консерватор, смотря по обстоятельствам. Не так полезны для героя его наставления, как смерть.
Тетка в Тамбове.
Доктор с озабоченным лицом, подающий надежду на кризис; часто имеет палку с набалдашником и лысину. А где доктор, там ревматизм от трудов праведных, мигрень, воспаление мозга, уход за раненным на дуэли и неизбежный совет ехать на воды.
Слуга — служивший еще старым господам, готовый за господ лезть куда угодно, хоть в огонь. Остряк замечательный.
Собака, не умеющая только говорить, попка и соловей.
Подмосковная дача и заложенное имение на юге.
Электричество, в большинстве случаев ни к селу ни к городу приплетаемое.
Портфель из русской кожи, китайский фарфор, английское седло, револьвер, не дающий осечки, орден в петличке, ананасы, шампанское, трюфели и устрицы.
Нечаянное подслушиванье как причина великих открытий.
Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое словцо.
Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства.
Очень часто отсутствие конца.
Семь смертных грехов в начале и свадьба в конце.
Конец.