Найти тему
The Cultural Mess

Пина Бауш: танцевальная революция

Пина Бауш - яркая и весьма неоднозначная личность, перевернувшая мир танцевального театра в 70-е годы ХХ века.

Эта женщина избегала людей, была немногословна, репортеров обходила стороной, так что редко давала интервью. Однако, она любила наблюдать за человеческими отношениями и уделяла особое внимание методам выражения эмоций.

Пина Бауш всегда одевалась в огромные свитера, мужские туфли и брюки, почти не выпускала из рук сигарету. Танцовщица спокойно могла себе позволить резкость в диалоге, ставя собеседника в неловкое положение.

Париж любил её за «лёгкую порочность» и свободу, немцы - за экспрессионизм в танце и необычный способ передачи актуальных социальный проблем.

-2

В первые годы работы Пины Бауш в Вуппертальском театре в качестве продюсера и хореографа-постановщика зрители часто покидали свои места до окончания спектакля.

Причина заключалась в том, что Пина позволила себе уйти от традиций классического танца, а её наставник и предшественник Курт Йосс, безмерно полюбившийся публике, придерживался строгого академического танца.

-3

Пина Бауш никогда не комментировала свои постановки, не давала зрителям подсказок для перевода своих произведений, полностью основыванных на импровизации и символизме. Картина оригинального произведения как будто разбивалась на крошечные фрагменты, тщательно обработанные телесными приёмами, которые были не столько танцем, сколько привычным культурным кодом человека, состоящим из повседневных движений, бега, шагов.

-4

То есть танец Пины Бауш состоит не только из красиво оформленных, ритмично построенных движений, но и из повседневных, которые занимают основную часть. Часто первоначальный сюжет было трудно разоспознать, но это не было критичным, поскольку поднимались острые социальные и психологические вопросы.

Её ученица Жозефина на премьере пьесы «Макбет» в Бухуме, услышав, как шекспировские критики ругают постановку за то, что «оригинал просто невозможно узнать», накричала на них, отправив «домой к телевизору», чтобы они не вмешивались в постановку и дали им спокойно закончить игру. Девушка боялась, что наставница не одобрит её резкость в адрес рьяных критиков, но Пина Бауш её поддержала, ответив, что танцовщица всё сказала правильно.

-5

Техника Пины Бауш органично сочеталась с естественными данными движений танцовщиков, и вовсе не стремилась противоречить законам физики, организовывая зажимы и напряжение в теле, в то время как популярное в конце двадцатого столетия балетное направление требовало редкого сочетания стройности, мускулистости и компактности. Балет отличался строгой дисциплиной, требовательностью к чёткости, что полностью ограничивало свободу движений.