Ровно два года назад, в сентябре 2018 года, в детскую больницу китайского города Чанчжоу, провинция Цзянсу, доставили восьмилетнего мальчика Сяо Юя. У мальчика была острая сердечная недостаточность, и врачи решили отправить его в Шанхай, где было соответствующее оборудование для необходимого ребенку лечения.
Внезапно маленькому пациенту стало хуже, и транспортировку пришлось отложить. В результате реанимационных действий состояние улучшилось, решено было оставить мальчика в больнице до того момента, когда он будет транспортабелен.
Но к утру состояние еще больше обострилось. В результате миокардита и аритмии сердце практическо встало, а давление упало так, что его невозможно было измерить. И тогда врачи запросили приезда скорой помощи из Шанхая с оборудованием для ЭКМО (экстракорпоральной мембранной оксигенации).
Но пока суть да дело плюс расстояние между городами около 200 километров, необходимо было как-то поддерживать жизнедеятельность, а ничего кроме непрямого массажа сердца в условиях этой больницы сделать было нельзя.
И тогда китайские врачи приняли простое решение. Они позвали со всей больницы всех врачей и медсестер, кто мог подойти, и стали делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца столько, сколько выдерживал каждый из медиков. Их собралось около тридцати, все встали в очередь и в течение пяти часов без перерыва поддерживали работу сердца голыми руками до самого приезда машины. Потом подсчитали, что было сделано около 30 000 нажатий на грудную клетку, по тысяче на каждого из спасающих.
Примерно такой же случай произошел в январе 2019 года. В клинику при Университете китайской традиционной медицины в городе Ляонине поступил пациент с диагнозом «остановка сердца». Пока его везли по длинным коридорам больницы, врачи по очереди залезали на каталку и прямо на ходу делали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Потом в реанимации, сменяясь каждые несколько минут, 20 медиков продолжали делать массаж в течение еще двух часов, а аппаратура изредка показывала признаки жизни. В общей сложности было сделано около 15 000 нажатий на грудную клетку. Мужчина выжил. И таких примеров можно привести далеко не два.
В Китае есть правило, что если в течение 50 минут усилия врачей не привели к запуску сердца, то реанимацию прекращают. Однако во всех случаях врачи действовали не по правилам, а по ситуации и своему пониманию врачебного долга.
И вот возникает у меня вопрос. А в тех условиях, в которые загнаны нынешние российские медики, стали бы врачи и медсестры из разных отделений больницы сбегаться на помощь и трудиться несколько часов в поте лица для спасения жизни не известного им человека?
Я хорошо знаю ситуацию изнутри, а потому что-то мне подсказывает, что вряд ли. Нарушать правила сегодня стало себе дороже. Сломаешь ребро во время реанимации и получишь потом судебный иск от пострадавшего или его родственников.
За отклонение от стандартов и в обычной ситуации никого по головке не погладят, а если будет какой-то резонансный случай или пациент умрет и начнется расследование, то любая запятая, поставленная не в том месте в истории болезни, может стать роковой.
Ну а если к тому же выяснится (не дай Бог, конечно), что в реанимацию прибежали врачи и медсестры из других отделений, не имеющие соответствующего сертификата для проведения реанимационных действий в указанном отделении, то хорошо если уголовщину не пришьют, а всего лишь «незаконное врачевание» впаяют из сострадания.
В результате посмотрели бы врачи внимательно на часы и записали бы от греха подальше: «Реанимационные мероприятия к успеху не привели, время смерти...»
Что-то мы явно потеряли в этом мире и уже вряд ли вернем. Неправильно это. Нельзя так с медициной и врачами!