Найти тему
Yadkar Kazan

Когда "душа города" будет петь

В интернет-издании Бизнес Онлайн вышел материал о Стратегии развития культуры Республики Татарстан . Энже Дусаева, историк, кандидат культурологии, руководитель мемориальной лаборатории института городских исследований „Тамга“ высказала свое мнение о документе. Ниже предлагаем ознакомиться с полным интервью исследовательницы, цитаты из которого частично вошли в материал Бизнес Онлайн.
- Довольны ли вы результатами?

И да и нет, мне кажется, что быть довольным до конца вряд ли возможно, всегда найдется что-то , что можно было сделать лучше, доделать. Важно уметь поставить точку и запустить процесс. С этой точки зрения, я довольна.

- Какие из ваших идей отражены в нынешнем варианте текста?

Стратегия – большой документ, написанный формальным языком, это особенности жанра подобного рода текстов. Мне по исследовательской и преподавательской работе приходилось работать несколько в других жанрах.

Мы с коллегами уточнили ряд принципиальных и базовых понятий, ввели значимое для культуры понятие экосистемы. Важно, чтобы в документе была отражена необходимость создания условий для их развития и функционирования. Последнее время мы наблюдаем в Татарстане много различных инициатив, которые при поддержке министерства культуры могут быть реализованы. Я в этом смысле оптимист и романтик.

Следующей важной категорией является – культурная память. Это система базовых представлений общества о прошлом, закрепленная в памятниках культуры и социальной традиции. Существуют холодная и горячая опции памяти. Холодная фиксирует повторяющееся прошлое, здесь важно помнить о преемственности, а не о разрыве. Горячая в свою очередь – воспоминание ради потребностей настоящего. Часто бывает то, что уже могло стать « холодной памятью» нами воспринимается как произошедшее в недалеком прошлом. Внесение понятия культурной памяти в столь важный документ свидетельствует о запросе с разных сторон: общества, экспертов и руководства республики на понимание того, где мы сейчас находимся, что нас волнует, как с этим жить дальше. Есть успешные европейские примеры работы с культурной памятью.

Следующее понятие – территориальная или региональная идентичность. Данную категорию мы разрабатывали с коллегами в рамках создания концепции устойчивого развития Исторического поселения Казань, в больше степени с социологом, урбанистом, активистом Марьей Леонтьевой.

- Какие в целом у стратегии есть сильные и слабые стороны?

Безусловно сильной стороной стратегии является то, что она была вынесена в публичное поле обсуждения. Ирада Хафизяновна презентовала ее экспертному сообществу на специальном заседании, а впоследствии стратегия была выложена в общий доступ, чтобы каждый при желании мог принять участие в ее разработке. Деятели культуры размещали ссылку на нее в своих аккаунтах в различных социальных сетях. Это важный шаг, демонстрирующий доверие и открытость. Мне кажется, именно совместно мы можем реализовывать свои желания и мечты. В разработке стратегии приняли участие разные специалисты и независимые эксперты. Данная стратегия дает основные векторы развития, учитывая запросы самых разных групп от потребителей культурных продуктов до их создателей. Здесь уделено внимание вопросам образования в сфере культуры, подготовки кадров и налаживанию связей между разными интересантами. Надеюсь, что данный документ будет воспринят как некая карта для «поиска сокровищ», а то, как мы их будем искать, зависит от нас.

Следующий важный момент – в Стратегии прописано создание образовательных программ в сфере нематериального наследия, территориальной идентичности, мемориальных лабораторий. Как человек, проработавший в университете почти 15 лет, скажу, что это важный шаг, позволивший понять потребности города, сделать даже гуманитарное образование более прикладным. Это позволяет в Татарстане готовить необходимых специалистов.

Минусы есть в любой работе, концепции и стратегии, наверняка что-то не было учтено. Мое видение и пожелания нашли свое отражение в документе. Стратегия лишь дает вектор, по крайней мере, так я ее воспринимаю. Полагаю, что нужно подключать все более широкие массы заинтересованных лиц.

- Какие конкретно результаты для вас были бы свидетельством того, что стратегия действительно реализована?

Хороший вопрос. Что является критерием моей хорошей работы как преподавателя ВУЗа – точно не оценки. Конечно, есть определенные индексы и показатели, я как историк и культуролог далека от них. Для меня важный критерий - это наличие интересных нестандартных проектов, сформированное экспертное самообновляющееся сообщество. Это похоже на цветник, где есть место самым разным и созданы условия для их цветения и развития. Важный критерий, когда молодые специалисты будут оставаться в республике и смогут найти именно здесь себе применение в сфере культуры.

Еще одним критерием будет усложнение и разнообразие культурного программирования не только исторического центра Казани и других городов республики, но и развитие периферии. Мне кажется, что реализацию, но не финал стратегии, мы почувствуем, когда «душа города» (понятие П. Анциферова «Душа Петербурга») будет петь.