Найти тему
Cinemagraphie

Режиссёрский стиль: Виктор Шёстрём

Оглавление

1. Поэзия природы

Через природный ландшафт Шёстрём мастерски передавал состояния героев. Готовясь к съемкам одной из своих самых известных картин «Терье Виген», режиссёр совершил две экспедиции по норвежским фьордам в поисках подходящих локаций и тщательно следил за погодой во время съемок. Шёстрём первым в кино открыл привычный сегодняшнему зрителю параллелизм стихий и человеческих эмоций. В то же время природа сама по себе в фильмах шведского режиссёра – один из главных героев: в фильме «Горный Эйвинд и его жена» - это снег, в «Терье Вигене» - море, даже снятый в Голливуде «Ветер» носит название торжествующего на экране природного явления, показанного, кстати, без звука.

2. Социальная проблематика

-2

Шёстрёма всегда интересовали социальные проблемы, герои его картин – обездоленные, брошенные и обиженные рабочие, городская беднота («Забастовка», «Ингеборг Хольм», «Дети улицы», «Один из многих»). Кроме того, фильмам Шёстрема свойственно откровенное морализаторство и критика общественного устройства.

3. Литературные основы

-3

Не будем забывать, что Шёстрём – один из пионеров кино, а сюжеты в то время довольно часто брали из художественной литературы. Вот и шведский мастер экранизировал скандинавских авторов: Генрика Ибсена, Сэльму Лагерлёф, Йоханна Сигюрйоунссона. Шёстрем верил, что хороший литературный источник – залог качественного кино, и тщательно следил за достоверностью актерской игры.

4. Глубинная психология

-4

В начале ХХ века на заре кинематографа фильмы представляли собой не более, чем запечатленные фрагменты реальности, а потому даже в голливудских высокобюджетных постановках персонажи были лишены характеров. Именно Шёстрём в фильме «Ингеборг Хольм» впервые воплотил на экране характерного персонажа, в котором зрители узнали живого человека. Психологическая драма стала визитной карточкой шведского режиссёра, а впоследствии и всего скандинавского кинематографа.

5. Эмоциональный накал

-5

Фильмы Шёстрёма – про эмоции, которые подавляются, копятся и, наконец, выплескиваются. Современный зритель, открывший для себя ранний шведский кинематограф, будет удивлён, насколько сильное эмоциональное воздействие производят фильмы без единого слова, благодаря исключительно актерской игре. Кстати, свою последнюю роль Шёстрем исполнил в фильме Ингмара Бергмана «Земляничная поляна», символически передав эстафету следующему поколению режиссёров.

Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.