Об уме и ловкости птиц из семейства врановых - ворон, сорок, грачей и воронов - ходят легенды. В прошедшие выходные мы убедились в том, что все это не слухи.
К нашему участку прилегает брошенная земля. Это не просто заросший сад, а почти лес. Кусты сливы и терновника, густо обвитые хмелем, ниже - малина вперемешку с крапивой.
Подобные заросли - рай для живности. Там все время кто-то скребется, пищит, шуршит. Кошки со всей округи устраивают здесь охоту на мышей и пташек. Пару лет назад на одном из деревьев сова вывела совят. В мае сходят с ума соловьи. И, конечно, сороки не могли оставить без внимания столь удобные владения. Каждый год они строят новые гнезда (то ли одна и та же пара перебирается с квартиры на квартиру, то ли другие птицы прилетают).
Зверушкам в кущах хорошо, а для людей они представляют определенную проблему. Время от времени нам приходится наводить у своих границ порядок. Проще говоря, срубать растительность, загораживающую солнце.
Вчера как раз выдался подходящий денек, и муж, прихватив бензопилу, отправился воевать с зарослями. На одном из старых терновников было гнездо, покинутое сороками. Когда оно упало на землю, раздался удивленный возглас супруга. Сорочье жилище оказалось необычным. Прихватив фотоаппарат, я внедрилась в зону лесоповала. Вот, что мне удалось снять, присмотритесь повнимательнее:
Итак, сначала мы увидели алюминиевую проволоку, торчащую во все стороны. Потом рассмотрели, как построено птичье жилище. Проволока использована в качестве арматуры. Из нее сплетено нечто вроде каркаса. Вместо веток сорока использовала более прочный и надежный материал - металл. Металлоконструкция была обмазана толстым слоем глины. И ведь на инженера не училась, а что такое железобетон, знает!
Изнутри получившаяся чаша выстлана мягкой травкой. Крепко и комфортно. Уже здорово.
Но обратите внимание: сорока пошла дальше. Она сплела не только каркас, но и защитную сетку, перепутав ветви дерева и проволоку. Защитила сорочат от хищников, из которых кошки, как я понимаю, не самые страшные. Коту затруднительно забираться на высокий, но тонкий ствол терна. А вот разбойники-вОроны промышляют по садам с большим энтузиазмом. Как-то раз я видела трагический момент: ворон вылетел из зарослей, таща в клюве что-то маленькое. Его преследовала несчастная сорока. Она уже не могла защитить своего детеныша - только оглушительно стрекотала.
Когда муж распилил дерево, гнедо оказалось окончательно разрушенным. На земле валялась куча проволоки. В этом хитросплетении я рассмотрела что-то знакомое. Оказалось, что сорока сперла у нас шпильку для укрывного материала и ручку от старого ведра из-под краски, которую приготовили выбросить, да не успели.
Шпильку у воровки я забрала, а проволоку оставила валяться в зарослях. На будущий год ей наверняка захочется сваять новое гнездо, и далеко летать за стройматериалом не придется.
Кстати, этим летом сороки жили в другом доме - на соседнем дереве. Там они вывели забавного птенца, который безо всякого страха разгуливал по нашему огороду. Как только неподалеку показывалась кошка, мама-сорока начинала строго и возбужденно стрекотать. Сорочонок неуклюже возвращался поближе к гнезду. Так и ходил пешком по грядкам, пока не научился хорошо летать.