О том как и из-за чего гибнет сущность молодого педагога в стенах старых школ, я писал в отдельном посте. Но так бывает не всегда. Наиболее волевая сила - мягкая сила.
Зачастую непринятие мира и правил школы, куда приходит работать педагог, оставляет только два пути, либо подчинится, либо уйти из этого заведения. Но в фильме удачно продемонстрирован и третий выход, адаптация с преобразующим действием.
На мой взгляд Дюфрейн - это яркий представитель культуры, которую я хочу описать. Несмотря на то, что он встроился в текуший уклад тюрьмы, он сохранил личные ценностные ориентиры и потребности, таким образом одновременно приспосабливаясь к обстановке, но не меняясь внутри. Именно это позволило, в конечном итоге Энди преобразовать жизнь тюрьмы не прибегая к революциям или свержению действующего уклада. Я отметил три фактора как это удалось.
Вы ещё не знаете, но вы во мне нуждаетесь.
Первым шагом, который я хочу отметить это выстраивание взаимоотношений с охраной. Он старается не выделяться и сохранять видимость подчинённости генеральной линии ровно до той поры, когда видит окно возможности. Охранник начинает причитать как его "обкрадет" налоговая и наш герой предлагает свои профессиональные услуги для оптимизации налогов. Прошу отметить, что не речами, а делом.
В конечном итоге, давайте представим педагога, который в критически важный момент для учреждения закрывает окно проблемы своей компетенцией, и готов сделать это не раз. Как итог, молодой человек приобретает вес в системе, которая с ним борется, а в лучшем случае становится от его навыков зависима. Это и признание коллег, и зависимость руководства в принятии решений, где необходима помощь. Именно действие может породить движение к тем условиям, которые хотел бы достичь молодой педагог.
Малыми шагами, но ровно по курсу.
Если бы Дюфрейн сразу заявил: дайте мне огромную библиотеку, несколько помощников, коллекцию грампластинок и смягчение условий в тюрьме. То наверняка он получил бы только избиение и пребывание в карцере. Молодого педагога ,конечно не побьют за требование обеспеченного кабинета и материальной базы + лучших учеников школы только ему, но скажут мягко, что не вырос ещё мол. А дальше система жизни школы переварит.
Герой фильма начинает с одиночной помощи, которая оказывается нужна всем. Это первый маленький шаг. Когда его услуга становится массовой сама ситуация диктует необходимость помещения. Второй шаг. Третий шаг, когда объем бумаги он сам переварить не может, нужны помощники. Четвертый шаг - это обустройство того места, где он у взывает услугу. Итог этих шагов, изменение жизни всей колонии, но при не изменившихся правилах.
Все тоже самое можно, правда в другом виде, провернуть в школе. Как, это дело каждого отдельного случая.
Дорогу осилит идущий. Дорогу боли.
Тяжело ли гнуть свою хоть и мягкую, но линию в закостенелых правилах учреждения. Тяжело и больно.
Дюфрейна били, насиловали морально и не только, но главное цель. Бывшему же студенту тоже многое предстоит пройти и зачастую не из приятного. Главное не боятся идти. Этот принцип работает во всем. И все попытки найти причины, чтобы это не исполнять - отговорки. Я и сам заставил себя сбросить 15 кг, только когда встала нужда в здоровой крови для переливанию своему ребенку. В педагогике же у меня до конца дело завершить не вышло. Будучи директором путь к целям я смог выполнить на треть. С коллективом я справился. Но не смог преодолеть давление на свою личность. Это другая тема, но урок из своего опыта следующий.
Отделяйте то, что думают про ваши поступки и действия и то, что люди говорят про вас лично. Мнение о вашей личности в свою очередь вообще не воспринимайте никак. Никто кроме вас, не знает вас изнутри. Я сломался в этом, но желаю вам этого избежать. Как смог избежать и Энди Дюфрейн. В конечном итоге, Дюфрейн сбежал из тюрьмы и облегчил весь ад, что там творился плюс к этому и значительно улучшив качество жизни заключённых. Я же ушел из школы, когда понял, что сбился с тех целей, которые действительно важны. Можно сказать, что я просто вернулся к тому пути с которого меня сбили, а цели которые я хотел достичь в школе будучи молодым директором и педагогом, трансформировались в общественную деятельность. Чье проявление вы сейчас читаете.