Когда ребёнку 3-5 лет, главная задача его развития - это развитие речи. Сначала родители и воспитатели читают и рассказывают сказки. Потом дети делают это сами. Начинают знакомство со сказочным миром обычно со "Сказки о курочке Рябе", "Репки", "Колобка", "Теремка".
Эти сказки понятны детям, хорошо воспринимаются, запоминаются. Рассказывать их удобно. Кроме того, они мудрые и добрые.
Психологами доказано, что развитие мышления и речи тесно связано с мелкой моторикой ребёнка. Поэтому рекомендуют побольше рисовать, лепить, мастерить.
Мы решили совместить чтение и пересказ с лепкой. Сначала лепим фигурки - развивается мелкая моторика и творческие способности. А потом играем в настольный кукольный театр и развиваем речь. Если детей в семье несколько или в гости пришли приятели малыша - каждый ребёнок может слепить своего персонажа.
Для сказки о курочке Рябе нужно слепить всего 4-х персонажей - не считая золотого яичка. Деда, бабку, курочку Рябу и мышку.
"Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка пробежала, хвостиком задела. Яичко упало и разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка кудахчет:
- Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я вам снесу другое яичко. Не золотое, а простое."
Просто, как всё гениальное. Можно ребёнку вопросы задавать, в том числе философские:
- Почему дед и баба плачут?
- Кто виноват в том, что яичко разбилось?
- Почему простое яичко лучше, чем золотое?
Если отложить курочку с золотыми и простыми яйцами и добавить внучку, собачку и кошку - можно рассказывать сказку "Репка".
Те же самые дед и баба. Добавим Колобка, зайца, волка, медведя, лису. Готовы всё необходимые герои для следующей сказки.
Колобка слопала лиса. Дед и баба устали и пошли спать. А герои "Колобка" пригласили лягушку и отправились в следующую сказку.
Лепить можно из любого пластилина. Но мы предпочитаем из воздушного. Он мягкий, пластичный. Быстро высыхает. После высыхания игрушки не деформируются, ими можно играть достаточно долго. Когда фигурки высохнут, на них можно рисовать фломастерами или акриловыми красками. Например, глазки, носики, другие мелкие детали. Если нет пластилина нужного цвета - слепить из любого и покрасить акриловыми красками. Кроме того, воздушный пластилин легче отчищать, если испачкается одежда, мебель или, например, ковёр.
Слепленные фигурки и предметы интерьера лучше аккуратно хранить, Тогда можно периодически возвращаться к игре в настольный театр. Лепить новых персонажей для других сказок. Или сочинять собственные истории.
Вдохновения Вам и Вашим детям!