Найти в Дзене
Осока Высокая

Что такое транспортный след товара?

Оглавление

Экологический след

Хорошая новость: мы все оставим след в этом мире — так или иначе. Плохая сторона этой новости — что бы мы ни делали, мы используем ресурсы планеты и производим отходы. Микс ресурсов и отходов называется экологическим следом (англ. footprint). 70 % этого следа создаём именно мы, люди, ведя обычную повседневную жизнь. Основная «масса» следа — вода, то есть водный след, и углекислый газ, то есть углеродный след.

💨Углеродный след

Самый значительный, но совершенно незамечаемый отход, который мы производим — углекислый газ. Двуокись кислорода или CO2, вместе с водным паром составляет основу так называемых парниковых газов (англ. greenhouse gas) — тех самых, что собираются в атмосфере земли и приводят к драматическим изменениям климата. Эту часть нашей жизни называют углеродный след (англ. carbon footprint).

Он сопровождает всё, что мы делаем, потому что бы мы ни делали — нам всегда нужно электричество и транспорт.

✈️ Транспортный след

Транспорт (англ. transportation footprint) занимает второе место, на первом —  электричество, в создании глобальных проблем. Рейтинг зла среди транспортных средств возглавляют личный автотранспорт (40 %) и грузовые автомобили (34 %), а третье место делят между собой самолёты (11 %) и судоходство (11 %). Не сидится же нам, да?

Жизненный цикл и транспортный след товаров

Каждый продукт, предмет или товар тоже имеет транспортный след. Но этот след значительно отличается от нашего личного. Вот, например, шоколадка. Сделана она в пункте А — об этом мы прочитаем на её упаковке. Едим мы её в пункте Б — дома под одеялом. Но, в отличие от наших личных передвижений, транспортный след шоколадки, не только петляет между А и Б почище заячьих следов на снегу, но и начинается значительно раньше, чем А, а заканчивается позже, чем Б.

Жизненный цикл товара (англ. product life cycle) стартует с ресурса — с поля, леса, фермы, гор или недр земли. Ресурс добывают, фасуют, везут. Предварительно обрабатывают, фасуют и снова везут. Так ресурсы попадают в пункт А, где из него сделают товар. Чем сложнее товар, тем больше ресурсов требуется для его создания. И у каждого — свой след.

Источник: giphy.com
Источник: giphy.com

С производства, из пункта А, товар отправляется в новый путь. Чем масштабнее производитель, тем больше этапов на пути товара к потребителю: склад производителя, склад оптового продавца или распределительный центр торговой сети, и, наконец, магазин. И снова хорошая новость: какой бы большой ни была цепочка от производителя к розничному продавцу, каждое звено в ней будет стараться сократить транспортный след. Как минимум, чтобы сэкономить. К счастью наиболее вредный транспорт, например, воздушный, дороже стоит.

После того как мы съели или затёрли купленный товар до дыр, его жизненный цикл все ещё не кончен. Он, точнее то, что от него осталось, продолжит своё путешествие из пункта Б в качестве отхода — на свалку, или, если повезёт, на переработку. Все эти невероятные приключения, делают практически невозможным подсчёт реального транспортного следа товаров, но попытки есть.

🌏Транспортный след и «местные» производители

Понятие «местный» стало крепнуть где-то в 2000 году. Единого радиуса для этого определения нет: чаще всего можно встретить 170-200 км, реже — 640 км.  В первую очередь, речь идёт о еде — едим-то мы по несколько раз в день, а значит и влияние еды на окружающую среду будет самым значительным. Поэтому другое название культуры потребления местного — локаворство, от английского local /местный и латинского vorare/есть.

К счастью, эта концепция не ограничивается только расстояниями, иначе москвичам и жителям многих регионов России пришлось в ней бы туго. Она скорее про понимание, на что мы влияем, покупая те или иные вещи и съедая тот или иной продукт. Знаем ли мы, кто их произвёл, где и как. Какой вклад их производство сделает в благосостояние нашего сообщества, как повлияет на экологию и какое будущее сформирует для нас. Короче, локаворство — осознанная альтернатива глобальному безликому производству необъятных масштабов.

➡️ Прямые поставки в «Осоке Высокой»

Культура потребления местного — основа, формирующая выбор ассортимента и политику работы с поставщиками «Осоки Высокой». Эту концепцию мы определяем в первую очередь не километрами, но многообразием окружающих нас природных ресурсов, человеческим капиталом и пока что — границами нашей страны, как места выплаты налогов производителя и законодательства, защищающего потребителя. Поэтому в ассортименте можно встретить товары из разных регионов России , в том числе, дальневосточные. Но чтобы попасть к нам, эти товары должны:

— либо содержать ингредиенты, свойственные региону 🗺 своего происхождения,

— либо иметь уникальную🧬 рецептуру или способ производства, изобретённый в этом регионе;

— иметь какие-то уникальные 🔑 свойства;

— или хотя бы бренд, продвигающий региональную уникальность.

А, учитывая огромные расстояния, характерные для России, мы придерживаемся двух ключевых принципов, которые помогают нам сокращать транспортный след поставок:

1 — только прямые поставки от производителя: со склада поставщика — прямиком на наш;

2 — информационная прозрачность: мы ставим себе целью предоставить потребителю данные не только о регионе происхождения товара, но и, по возможности, о проценте местного сырья в составе, и, в идеале — источниках происхождения каждого ингредиента. Чтобы получить от производителей полное раскрытие этой информации приходится похлопатать, и пусть пока у нас не всё выходит не идеально — мы будем продолжать.

Вставая на путь бережного потребления, потребитель не должен отказывать себе в многобразии и товарном любопытстве. Нас не должны пугать километры, которые преодолевают продукты с уникальными ингредиентами, растущими далеко от нас. А полное раскрытие информации о продукте — ещё один способ помочь потребителю обойтись с этим продуктом максимально бережно, а не отказаться от него. А ещё дать потребителю знать, за что он голосует своим кошельком, совершая ежедневный выбор.

__________________________________________________________________________________________

«Осока Высокая» – магазин и сообщество бережного потребления. Наша миссия – обеспечить потребителя продуктами, решающими повседневные бытовые задачи, бережными для него и окружающей среды, и дать возможность своим выбором влиять на мир, в котором он живёт.