Найти тему
БУКВАРЬ

Северное деревянное храмостроение

Существуют различные типы деревянного храмостроительства.

Клетский характеризовался двускатной кровлей, прикрывающей клеть (избу с пристроенным алтарем, трапезной и папертью).

Шатровые храмы были любимыми в допетровской эпохе и применялись чаще клетских церквей. Строители стремились к преудивленности (преукрашенности), а это, в свою очередь, выразилось в богатстве деталей. Во время реформ Никона были запрещены церкви шатрового типа, однако в силу эти запреты вступили в Москве и ближайших областях, Север же игнорировал запрет.

Позже появляются многоярусные, пятиглавые, многоглавые и кубастые храмы. Интересно, что некоторые многоглавые храмы были сооружены в качестве соединения нескольких церквей.

Древнерусский храм всегда гармонично соотносился с окружающим пространством и создавал единый природно-архитектурный ансамбль: "иные из северных церквей настолько срослись с окружающей средой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется- будто эти произведения сама природа: так они безыскусственны и неотразимы".

В силу природной специфики Русского Севера мастерами были выработаны собственные планировочные приемы, которые выражались, в том числе, и в выборе расположения храма: "большинство церквей строилось на местах древних языческих капищ, которые строились весьма продуманно".

В начале строилась малая часовня, затем сооружалась церковь, в которую приглашали священника.

Часовенная архитектура не была сложна и изящна, но была практична: строился бревенчатый дом, ставилась главка с крестом, вешался малый колокол и икона над входом; внутри устанавливались иконы и лампады, часто стоял аналой с часословом или молитвословом.

Основные заказчики деревянных храмов- крестьянские или посадские самоуправляемые общины Севера. Общины сами выбирали подрядчиков, согласовывали план и сами же приглашали священника, иконописцев. Так зарождалась приходская жизнь. Единственное правило нормировало строительство храмов: перед постройкой церкви специальные мирские посыльщики отправлялись к правящему архиерею для получения храмозданной (благословенной) грамоты, которая означала законность строительства.

После окончания строительства, по указу архиерея, приглашался соборный протопоп из уездного для совершения освящения церкви. Этот день становился местным праздником и собирал всю округу для народных гуляний.

Суровые климатические условия Севера вынуждали строить храмовый комплекс из нескольких построек: зимняя церковь, летняя церковь, колокольня. Все эти постройки были отдельностоящими в силу противопожарной безопасности.

Зимний храм: был низким горизонтальным в планировке, отапливался большими печами, использовались двойные утепленные перекрытия, минимальное количество углов в срубе, малое количество окон и один вход; в храме отсутствовал алтарный прируб, алтарь просто отделялся от храма иконостасом. Ни один зимний храм на Севере не сохранился до наших дней в силу частых пожаров и ремонтов.

Летний храм: имел столпообразную вертикальную композицию, рубили восьмериком или четвериком на высоких подклетах (основаниях), для алтаря и притвора делали прирубы, имелся двойной ряд окон и три входа.

Христианство окончательно утвердилось на Кольской земле в XV веке. Тогда активно начинается храмостроение и возведение монастырей. Деревянное строительство продолжалось вплоть до XVII века, после чего все чаще появляются храмовые комплексы из камня.

Свято-Никольский храмовый ансамбль. Клетский тип. Село Ковда, Кандалакшский район, Мурманская область.
Основан в 1705 году
Свято-Никольский храмовый ансамбль. Клетский тип. Село Ковда, Кандалакшский район, Мурманская область. Основан в 1705 году