Мне сладко спать, а пуще – камнем быть ...
Микеланджело Буонаротти
Сон - самое приятное занятие в мире, не зря мы проводим в спящем состоянии треть своей жизни. Мудрая мать-природа подарила нам уникальную возможность - засыпать когда захотим и где придётся.
Особенно хорошо спится под музыку. Это только младенцам надо петь убаюкивающие колыбельные, взрослый человек вырубается самостоятельно, и порой не важно, что в этот момент звучит: умиротворяющая классика или бодрящий рок.
Авторство одной из самых известных колыбельных - "Спи, моя радость, усни" - приписывают Вольфгангу Амадею Моцарту. На самом деле её сочинил берлинский врач Бернхард Флис на слова из пьесы "Эсфирь" Фридриха Вильгельма Готтера. В этой комедии усыпительные слова произносит рабыня Фатьма: "Спи, мой царевич, усни".
Колыбельные - огромнейший пласт музыкальной культуры человечества. Тема может быть не на одну публикацию.
Иоганн Себастьян Бах сочинил для страдающего бессонницей барона Германа фон Кайзерлинга арию и тридцать вариаций. Активировал музыкальное снотворное своей игрой юное дарование - Иоганн Гольдберг.
Первый биограф Баха Иоганн Николаус Форкель сообщает об этом факте следующее:
Гольдберг, живший в доме у Кайзерлинга, должен был в таких случаях находиться ночью в соседней комнате и что-нибудь играть ему, дабы отвлечь страдальца от его недугов. Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, достаточно бодрые по характеру, чтобы они могли скрасить его бессонные ночи.
Действительно усыпляет.
Во втором акте оперы Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила" патриотически настроенная жрица пытается вывести из строя своими обещаниями вождя восставших иудеев. Одними песнями там дело, конечно, не обошлось. Такого громилу колыбельной не ушатаешь.
В мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда" колыбельную Иисусу при поддержке хора поёт Мария Магдалина, усиливая успокаивающие слова обильной порцией масла, тем самым лишая сна справедливого и бережливого Иуду.
Спи и я утешу тебя, успокою тебя, и смажу
Твой горячий лоб миррой, ох.
Тогда ты почувствуешь, что
Всё хорошо, да, всё в порядке.
Прохлада и аромат этой мази
Для твоей горячей головы и ног.
Закрой свои глаза, закрой свои глаза
И расслабся, ни о чём не думай этой ночью.
Следующий музыкальный номер - пример самоусыпления. Это сцена из зловещего финала второго акта оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама". Старуха Графиня остаётся одна и вспоминает свою бурную молодость. Сначала она в манере заупокойного речитатива перечисляет знаменитых особ:
Le duc d'Orlean, la duc d'Ayen, de Coigni,.. la comtesse d'Estrades,
La duchnesse de Brancas...
Какие имена!
И даже, иногда, сама, сама маркиза Помпадур!
А далее начинает петь арию юной Лоретты из комической оперы Андре Гретри "Ричард Львиное сердце", медленно засыпая.
Комедия Уильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь" вдохновила на создание музыки нескольких композиторов. Как правило, все хорошо знают интерпретацию 1843 года Феликса Мендельсона. Но уже в 1692 году Генри Пёрселл написал музыкальное переложение "Королева фей".
В ХХ веке хочу обратиться к соотечественнику Пёрселла - Бенджамину Бриттену и его опере "Сон в летнюю ночь". Стилистически работа очень типична для композитора, с индивидуальным звуковым миром, изобилием тонких атмосферных гармоний и своеобразной тональной живописью.
В финале первого акта феи нагоняют сон на Титанию своей колыбельной:
А вот как выглядит эта же сцена под музыку Мендельсона в балете Джорджа Баланчина.
Ну всё, я спать.
P.S. Все ссылки на публикации канала хранятся в Каталоге публикаций.
P.P.S. Без традиционной несмешной байки не могу уснуть:
На премьеру "Тангейзера" в парижской Гранд-опера Рихард Вагнер пригласил Джакомо Мейербера.
- Что скажете, маэстро? — спросил Вагнер после окончания спектакля. Вместо ответа Мейербер указал на спящего зрителя: "Смотрите сами". Вскоре после этого была поставлена опера Мейербера, на которую автор позвал Вагнера.
- Какое впечатление? - спросил на этот раз Мейербер.
- Взгляните! - И Вагнер торжественно указал на спящего зрителя.
- А, этот? - не задумываясь, переспросил Мейербер. - Этот спит ещё с того вечера, когда шёл ваш "Тангейзер".