Найти тему
Океан Между Нот

Музыкальные примеры первой по доступности потребности человека

Мне сладко спать, а пуще – камнем быть ...
Микеланджело Буонаротти

Сон - самое приятное занятие в мире, не зря мы проводим в спящем состоянии треть своей жизни. Мудрая мать-природа подарила нам уникальную возможность - засыпать когда захотим и где придётся.

Особенно хорошо спится под музыку. Это только младенцам надо петь убаюкивающие колыбельные, взрослый человек вырубается самостоятельно, и порой не важно, что в этот момент звучит: умиротворяющая классика или бодрящий рок.

Авторство одной из самых известных колыбельных - "Спи, моя радость, усни" - приписывают Вольфгангу Амадею Моцарту. На самом деле её сочинил берлинский врач Бернхард Флис на слова из пьесы "Эсфирь" Фридриха Вильгельма Готтера. В этой комедии усыпительные слова произносит рабыня Фатьма: "Спи, мой царевич, усни".

Колыбельные - огромнейший пласт музыкальной культуры человечества. Тема может быть не на одну публикацию.

Иоганн Себастьян Бах сочинил для страдающего бессонницей барона Германа фон Кайзерлинга арию и тридцать вариаций. Активировал музыкальное снотворное своей игрой юное дарование - Иоганн Гольдберг.

Первый биограф Баха Иоганн Николаус Форкель сообщает об этом факте следующее:

Гольдберг, живший в доме у Кайзерлинга, должен был в таких случаях находиться ночью в соседней комнате и что-нибудь играть ему, дабы отвлечь страдальца от его недугов. Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, достаточно бодрые по характеру, чтобы они могли скрасить его бессонные ночи.

Действительно усыпляет.

Во втором акте оперы Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила" патриотически настроенная жрица пытается вывести из строя своими обещаниями вождя восставших иудеев. Одними песнями там дело, конечно, не обошлось. Такого громилу колыбельной не ушатаешь.

Фрагмент одноимённой картины Питера Рубенса
Фрагмент одноимённой картины Питера Рубенса

В мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда" колыбельную Иисусу при поддержке хора поёт Мария Магдалина, усиливая успокаивающие слова обильной порцией масла, тем самым лишая сна справедливого и бережливого Иуду.

Спи и я утешу тебя, успокою тебя, и смажу
Твой горячий лоб миррой, ох.
Тогда ты почувствуешь, что
Всё хорошо, да, всё в порядке.
Прохлада и аромат этой мази
Для твоей горячей головы и ног.
Закрой свои глаза, закрой свои глаза
И расслабся, ни о чём не думай этой ночью.

Следующий музыкальный номер - пример самоусыпления. Это сцена из зловещего финала второго акта оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама". Старуха Графиня остаётся одна и вспоминает свою бурную молодость. Сначала она в манере заупокойного речитатива перечисляет знаменитых особ:

Le duc d'Orlean, la duc d'Ayen, de Coigni,.. la comtesse d'Estrades,
La duchnesse de Brancas...
Какие имена!
И даже, иногда, сама, сама маркиза Помпадур!

А далее начинает петь арию юной Лоретты из комической оперы Андре Гретри "Ричард Львиное сердце", медленно засыпая.

Комедия Уильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь" вдохновила на создание музыки нескольких композиторов. Как правило, все хорошо знают интерпретацию 1843 года Феликса Мендельсона. Но уже в 1692 году Генри Пёрселл написал музыкальное переложение "Королева фей".

В ХХ веке хочу обратиться к соотечественнику Пёрселла - Бенджамину Бриттену и его опере "Сон в летнюю ночь". Стилистически работа очень типична для композитора, с индивидуальным звуковым миром, изобилием тонких атмосферных гармоний и своеобразной тональной живописью.

В финале первого акта феи нагоняют сон на Титанию своей колыбельной:

А вот как выглядит эта же сцена под музыку Мендельсона в балете Джорджа Баланчина.

Ну всё, я спать.

P.S. Все ссылки на публикации канала хранятся в Каталоге публикаций.

P.P.S. Без традиционной несмешной байки не могу уснуть:

На премьеру "Тангейзера" в парижской Гранд-опера Рихард Вагнер пригласил Джакомо Мейербера.
- Что скажете, маэстро? — спросил Вагнер после окончания спектакля. Вместо ответа Мейербер указал на спящего зрителя: "
Смотрите сами". Вскоре после этого была поставлена опера Мейербера, на которую автор позвал Вагнера.
- Какое впечатление? - спросил на этот раз Мейербер.
- Взгляните! - И Вагнер торжественно указал на спящего зрителя.
- А, этот? - не задумываясь, переспросил Мейербер. - Этот спит ещё с того вечера, когда шёл ваш "
Тангейзер".