Желание прокатиться на «электрической волне» ослепляет многих инвесторов. То же самое и с Nikola Corporation. В настоящее время он уже должен был производить водородные грузовики. Но ни единой функциональной детали нет. Однако по капитализации Nissan превосходит.
Американскую Tesla часто считают инвестиционным пузырем. Каким бы ни было ее положение, сегодня у нее на рынке четыре электромобиля, она работает в США, Азии и Европе и строит свой третий завод Gigafactory в Германии. Инвесторы также верят в это в будущем, поэтому, хотя стоимость ее акций сильно колеблется, иногда капитализация компании взлетает до астрономических высот. Например, в июле он вырос до 170 миллиардов долларов США (150,11 миллиарда евро), что на сумму, на которую Tesla превысила рыночную капитализацию большой американской тройки - General Motors (GM), Ford и Fiat Chrysler вместе взятых. И Volkswagen смог это победить.
Но будет ли то же самое и с американской компанией Nikola Corporation из Юты - сомнительно. Компания, объявившая о производстве водородных грузовиков в 2016 году, также вызвала огромный интерес инвесторов. Таким образом, стоимость его акций сегодня находится на уровне 20 миллиардов долларов. Это больше, чем стоимость Nissan, который производит пять миллионов автомобилей в год. Однако, в отличие от него, до сих пор не было продано ни одного автомобиля. И не так много, в ближайшем будущем это не планируется, так как появление революционного грузовика Nikola One перенесено с 2020 на 2023 год. Несоответствие между обещаниями и реальностью подчеркнуло в этом году Bloomberg, а теперь к ее обширным расследованиям подключилась компания Hindenburg Research.
Это говорит о том, что это может быть новый крупнейший инвестиционный пузырь на фондовом рынке. Он основывает свои утверждения на доказательствах, полученных из записанных телефонных звонков, SMS-сообщений и личных писем из среды компании. И, конечно же, они резко контрастируют с публичными заявлениями основателя компании Николы - Тревора Милтона. Например, невероятные характеристики трактора Nikola One, который был представлен в мир в 2016 году. Однако оказалось, что транспортное средство вышло из строя и его нужно было подключить к электрической сети с помощью кабеля, чтобы иметь возможность питать бортовую электронику. Это должно было быть похоже на видео с поездки на Nikola One в 2018 году.
Грузовик нужно было опустить вниз по склону, чтобы он вообще мог двигаться. Заявления Милтона с 2019 года о том, что у компании есть революционная технология в области аккумуляторов, также должны быть ложью. У него их нет. Все, что ему нужно, что он покупает или планирует получить в виде лицензий. Об этом также свидетельствует тот факт, что в этом месяце Никола объявил, что будет использовать электрическую архитектуру General Motors, которая приобрела 11 процентов акций компании стоимостью два миллиарда долларов. Не подтвердились и заявления Милтона о том, что у Nikola уже есть пять прототипов водородных тракторов Nikola Tre, разработанных для Европы. Так что, по версии следствия, Никола может предложить только дизайн.
Сомнения в компании сильнее даже при взгляде на ее сотрудников. Хотя Милтон утверждает, что является ведущей командой в компании, главой подразделения по производству водорода является его брат Трэвис Милтон, который первоначально занимался строительными работами на Гавайях, особенно бетонированием подъездных путей к домам. Руководителем инфраструктуры является Дейл Проус, бывший менеджер гольф-клуба в Айдахо и главный техник Кевин Линк, который в прошлом работал мастером по ремонту игровых автоматов. По словам Милтона, именно этот человек должен был разработать электрические оси, терморегуляторы или статоры и роторы электродвигателей. Как выяснила компания Hindenburg Research, это всегда были субподрядные технологии.
Милтон отрицает какие-либо подозрения в отчете, но отказывается отвечать на 53 вопроса Hindenburg Research. В то же время это лучший способ восстановить доверие к компании. Посмотрим, как инвесторы отреагируют на отчет. Поверит ли они свидетельствам или видению Мильтона. Однако авторы отчета уверены, что это самый большой инвестиционный пузырь на фондовом рынке в истории.