Прежде чем рассказать про нашего героя, немного предыстории.
Гаити – это первый большой остров, открытый Колумбом для испанской короны пять столетий назад. Случилось так, что в конце XVII века западная часть острова перешла к Франции в результате одной из внутриевропейских разборок.
Французы, стремившиеся к максимальной доходности, окончательно решили «индейский вопрос» в своей новой колонии, а для работы на плантациях завезли африканских рабов. А у рабов была своя древняя религия – вудуизм.
Есть мнение, что эта религия является одной из причин того, что Гаити представляет собой «остров невезения», где живут «несчастные люди-дикари» (возможно, именно о них и пел в «Бриллиантовой руке» Гена Казадоев). У гаитян уже давно нет никаких духовных стимулов, которые могли бы их побудить изменить жизнь к лучшему.
Начавшаяся в метрополии в 1789 году революция привела к тому, что негры-рабы подняли восстание. Франция, в которой в то время также царил хаос, не смогла его подавить. Не смог этого сделать и Наполеон Бонапарт, и в январе 1804 года Гаити провозгласила независимость – это была первый (и чуть ли не единственный) случай в мировой истории, когда рабы победили.
Новые власти объявили всех белокожих (а их было во много раз меньше) вне закона. Многие белые были уничтожены, и вскоре оставшиеся (негры с мулатами) начали борьбу между собой, по принципу «все против всех». Эта вакханалия сопровождалась полным экономическим упадком и ужасающей нищетой большинства населения в когда-то богатой колонии (впрочем, жизнь негритянского большинства и при французах была, скажем так, не очень весёлой).
Так страна с тех пор и жила – в постоянных кризисах и междоусобных войнах. С нищим в своём большинстве населением, ещё и исповедующим весьма мракобесный культ.
Менялись президенты (по традиции тех времён они были из мулатского меньшинства), но лучше не становилось. Хотя, нужно признать, в таком отвратительном состоянии, как сейчас (особенно на фоне других), страна тогда ещё не была.
Уже в начале XX столетия страну оккупировали войска США, опиравшиеся на мулатов (негры, понятно, не испытывали к мулатам особо тёплых чувств). И в 1946 году первым негритянским президентом стал Дюмарсе Эстиме – правил он, кстати, достаточно толково, небезуспешно развивая экономику, но в 1950-м был вынужден уйти с поста.
Негритянский генерал Поль Маглуар, ставший диктатором, начал неплохо (в те годы на Гаити было много иностранных туристов, обеспечивавших неплохой приток валюты в казну), но случилось очередное несчастье – ураган, который лишил жилья тысячи гаитян.
Видимо, Маглуар был кем-то проклят, и в 1956 году ему пришлось бежать из страны. Кстати, прожил долго (до 93 лет, что не каждый гаитянский президент может) и умер на Гаити, куда вернулся уже в старости.
Около года правили военные, и в октябре 1957 года президентское кресло занял победивший на выборах негр Франсуа Дювалье – теперь он самый известный гаитянский президент. А начал он в местной политике ещё при Эстиме – несколько месяцев был министром здравоохранения, поскольку был довольно редкой для Гаити птицей – дипломированным и достаточно неплохим врачом (да и вообще обладал разносторонними интересами - читал Макиавелли, например).
Выборы Дювалье выиграл, начав с того, что на него поначалу вообще никто не ставил. Но под нажимом из посольства США из борьбы выбыл наиболее сильный кандидат. Была проявлена и хитрость – руками одних соперников были нейтрализованы другие. В итоге победителем был объявлен Дювалье, которого поддержала армейская верхушка.
Президент (по местной традиции принявший прозвище Папа Док) быстро укрепил свою власть, создав в противовес армии военизированную гвардию «тонтон-макутов» (а Тонтоном в местной мифологии был персонаж вроде нашего Кощея). Формировались эти батальоны из самой нищей и неграмотной негритянской молодёжи, которая за «банку варенья и корзину печенья» и возможность «выйти в люди» была готова на всё.
Платить «гвардейцам» вскоре стало нечем, и они пустились грабить население (в том числе и богатых), что привело экономику в коматозное состояние. А вскоре командование «тонтон-макутов» освоило бизнес по экспорту крови в США (изъятие органов у людей тогда ещё не было так развито, как сейчас).
Считалось, что «тонтон-макуты» - это зомби, и сопротивляться им бесполезно. Разумеется, и сами «гвардейцы», и Дювалье всячески поддерживали это мнение в среде запуганного гаитянского населения.
Опирался Папа Док не только на преданных ему «тонтон-макутов», напоминавших действовавших примерно в то же время в Китае хунвейбинов, но и на свои теоретические воззрения. Дювальеризм (так это называлось) был гремучей смесью популизма, чёрного расизма, антикоммунизма и ещё нескольких «-измов».
Вудуистский культ был тоже – так, в Гаити считалось, что Джон Кеннеди, убитый в 1963 году в Далласе, был незадолго до того проклят лично Дювалье (разумеется, с втыканием иголок в куклу американского лидера). Проклят за то, что свернул американскую помощь – кстати, следующий президент США Линдон Джонсон восстановил «донаты» гаитянскому режиму, что ещё более укрепило власть Дювалье, ставшего в 1964-м «пожизненным президентом».
Так и случилось – Франсуа Дювалье правил долго и пожизненно (а для Гаити это большая редкость). Почти уничтожил оппозицию, накопил миллионы долларов на счетах за границей, а перед смертью в апреле 1971 года успел передать свой пост своему сыну Жан-Клоду, которому было тогда всего 19 лет.
Жан-Клод Дювалье (прозвище «Бэби Док») продолжал традиции своего родителя. «Тонтон-макутов» он попытался уравновесить ещё и элитной гвардией «леопардов». А простой народ, разумеется, продолжал нищать и погружаться в ещё большее невежество.
Но в целом Бэби Док не обладал такой харизмой, как его отец, да и эксплуатировать всё ту же модель управления бесконечно уже было нельзя. И, когда в 1985 году прошёл референдум о «пожизненном президентстве», началось «шатание в людишках великое».
Стрельба по участникам протестной демонстрации (с убийством нескольких студентов) привела к расширению протестов. Нервы у диктатора не выдержали, и он, взяв семью и несколько миллионов «зелёных», покинул Гаити в начале февраля 1986 года.
Проживал во Франции, развёлся с женой, потерял большинство своих финансовых активов, конфискованных по решению судов разных стран. Вернулся в 2011 году на Гаити, просил прощения у гаитян, был арестован, потом отпущен, и в конце концов умер в 2014 году – ему было 63 года (когда-то Папа Док покинул этот мир примерно в этом же возрасте).
«Тонтон-макуты» и «леопарды», кстати, никуда после бегства младшего Дювалье не исчезли – и сейчас их наследники активно «работают» в интересах различных гаитянских политиков.
Несмотря на то, что за почти три десятилетия правления обоих Дювалье погибло, по разным оценкам, от 40 до 60 тысяч гаитян, многие оценивают ту эпоху как времена стабильности и некоторого порядка (хотя бы потому, что уже почти не осталось тех, кто помнит времена до Дювалье, когда страна ещё не находилась в столь удручающем состоянии).
Не знаю, насколько вудуизм повинен в несчастьях, которые регулярно настигают многострадальный гаитянский народ (ураганы, землетрясения и наводнения время от времени приводят к многочисленным жертвам и разрушениям), но выхода из тупика вообще не видно.
Простые гаитяне существуют и выживают в таких условиях (в страшной антисанитарии, почти без питьевой воды, лекарств и еды - и, главное, без надежды на лучшее), что в сравнении с гаитянами людям в других странах вообще грех жаловаться на свою жизнь.
Один из современных президентов, например, решил, что экономику можно поднять за счёт экспорта древесного угля. Вырубили леса, что, разумеется, не улучшило жизнь простых гаитян. Жители «острова невезения» пробили очередное дно, и всё.
Но истоки такого положения дел (если, конечно, не вспоминать резню белых в наполеоновскую эпоху), видимо, нужно искать во временах Папы Дока… мир его праху!
Читатели всех стран, ставьте лайки 👍 и делитесь с друзьями!!! 👨👩
Активнее подписывайтесь на мой канал!!!
Это поможет мне развивать его, а вам - плюс в карму :-)