На этот старый дом, думаю, практически не обращает внимание никто из тех, кто едет по идущей вдоль моря старой дороге, ведущей из Бейрута в город Сайда. А кто и обращает внимание, вред ли знают о том, что именно тут в Ливане жил один из величайших музыкантов арабского мира.
Фарид аль-Атраш (фамилия, кстати, означает "Глухой" и он родственник одного из героев борьбы за освобождение Сирии, вот тут про - Султан аль-Атраш) по происхождению сирийский друз. Но еще в детстве переехал с родителями в Египет. Египет в давние времена был одним из центров арабской культуры и музыки. Он родился в 1910 году. А с 1941 сочинял песни и музыку для египетских кинофильмов.
Вот тут можно посмотреть кадры из старого фильма, в котором Фарид исполнил прекрасное арабское танго, это 1959 год. Его потом много кто перепел. В том числе наш Николай Никитинский на русском и мой знакомый и дважды коллега (по востоковедению и журналистике) Михаил Рябов на арабском. Послушайте все три варианта, это интересно.
Он ливан любил и, в итоге, в 1974 году умер именно в этой стране. Он так и не узнал о том, что потом будет страшная гражданская война. И что его дом потом будет десятилетиями стоять пустым, заброшенным, прошитым пулями на берегу моря. Сегодня состояние дома удручающее. Но его можно было бы еще спасти. Ели бы этим кто-то занялся. Но нет.
Прямо перед домом проходила железнодорожная ветка. Это та самая железная дорога, которую строили в Ливане австралийцы и южноафриканцы, я про это писала. Вот тут еще даже можно увидеть рельсы. Они прямо перед домом. Движение было раньше не интенсивное, так что спать хозяину поезда, видимо, не мешали. Проходили раз в сколько-то там. Кстати, линия одна, встречные поезда могли пропускать один другой в специальных "карманах".
Перед домом есть вот такая площадочка, я не исключаю того, что из поезда можно было высаживаться прямо на него. Персональная железнодорожная станция была у человека :))
Вид с крыльца.
Вот тут видно, эта площадка специально надстроена и поднята вверх.
Проходим между старыми пальмами с пулевыми отверстиями на крыльцо и дальше в дом. Центральный холл и несколько небольших комнат по бокам. Милый домик у моря. не хоромы. Мрамора нет.
Вот еще вид с северно стороны. Когда-то была новенькая штукатурка, все было новое и аккуратное. А сегодня дом одной из величайших звезд арабской музыки 20 века медленно умирает, всеми забытый.
Частично потолок обрушился.
Одна из комнат. Что тыт было? Спальня? Диванчик, на котором музыкант сочинял новые песни? Может, тут оставались ночевать гости?
Вид с моря.
Фарид написал более 500 песен и музыку к 31 фильму. Но его наследие в Ливане оказалось никому не нужным. А ведь тут мог быть или музей, или кафе с особым колоритом. Музыкант бы такую идею оценил. Но Египет, для культуры которого он так много сделал, и не думает помочь Ливану сохранить память об потрясающем певце и музыканте, навеки связавшему Сирию, где родился, Египет, частью культуры которого он был, и Ливан, где он жил и где в итоге умер. Ну, ничего нового. Как всегда.