Последние два года пенсионер из Миасса Александр Березин работает в Доме народного творчества. За это небольшое время он завоевал массу наград на престижных областных и региональных конкурсах. Побеждал, что называется «с лету». В мастерской Александра – фигурки людей и животных, деревянная посуда, всевозможные вазы – десятки, если не сотни поделок из дерева и кости.
Как рассказал Александр Петрович, резьбой по дереву он занялся еще в детстве. Вырос неподалеку – в поселке Ключи, с западной стороны Ильменского хребта. Работал на кузнечно-прессовом в Челябинске, а в 1960-х уехал в Сургут. И прожив там 40 лет, вернулся.
– Всю жизнь учился сам. На чужой опыт не наделся, – рассказывает мастер. – Мне всегда было приятно работать с деревом.
Александр Петрович трудился кузнецом, сварщиком, мастером. Ребята увидев, какие фигуры он режет, просили – подари. И Александр дарил. Японская делегация в Сургут прилетит. Пожалуйста. Московская комиссия приедет. Куда деваться! Известный на всю Югру мансийский мастер Федор Шешкин даже приглашал к себе на учебу.
– Я говорю, меня не отпустят с работы, а он – не отпустят вызову через обком, – рассказывает Березин. – Не вызвал. Умер от несчастного случая. Убила шаровая молния, влетевшая в форточку. Так и не удалось мне доучиться.
Лучший на ВДНХ
Одна из работ Березина долгое время была выставлена на экспозиции в сургутском музее. Потом ее отправили на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства. Фигуру старенького дедушки с раскидистыми кудрями, вырезанную из осины, назвал «Вечер». В 1973 году жюри признало работу лучшей среди тысяч подобных фигурок. Теперь она храниться в государственном историко-художественной музее. В награду тогда получил двухкомнатную квартиру в панельном доме вместо однокомнатной в деревянном.
– Пришло указание из Москвы создать все условия для мастера, – вспоминает Александр. – А у нас как раз строили первый панельный дом. Понятно, что у меня была заветная мечта. Приехала женщина из горкома партии, спрашивает, чем помочь. Я ей на новый строящийся дом пальцем ткнул – хочу двухкомнатную в этом здании.
– Это невозможно, – покачала головой она. Потом подумала и сдалась. – Иди, выбирай квартиру.
Стоит заметить, что тогда все сургутяне жили в двухэтажных деревянных домах из бруса. В городе впервые построили панельное здание и получить в нем жилье обычному рабочему было нереально.
– В этом 2014 году я уже в шестой раз стал лауреатом, – вздыхает Александр Петрович. – Приятно, но получил в благодарность только грамоты и дипломы.
Счастливый пельмень
Одну из грамот Александр Березин получил в прошлом году, победив в конкурсе «Вокруг пельменя», который прошел в Челябинске в рамках фольклорно-гастрономического фестиваля «Уральские пельмени на Николу зимнего». Для многих именитых мастеров победа неизвестного автора из Миасса стала полной неожиданностью. Для многих, но не для него самого.
– Блюдо сделал из капа. Пельмени вырезал из липы, – пояснил Александр Петрович. – На все про все ушло два дня. Вышло пять пельменей. Один крупнее.
– Мы отсмотрели около 100 работ, учитывали соответствие изготовленного изделия заданной теме конкурса, художественный уровень произведения, его техническую сложность и оригинальность, − рассказала Наталья Соловьева, председатель жюри. – «Счастливый пельмень» стал лучшим.
Береза пластичный материал
Большинство фигур в мастерской Березина вырезаны из березы. Почему? Это очень пластичный и прочный материал. Многие режут по липе. Но из-за ее мягкости на ней очень легко оставить царапину.
– Можно просто взять в руки и сделать вмятину, – объясняет Александр. – Кедр не подходит из-за разноцветной структуры. Как здесь вырежешь лицо человека?
Вообще, при работе с деревом существует очень много тонкостей. Например, плотники точно знают, что березу лучше всего заготавливать в феврале. Тогда в ней меньше всего содержится влаги, соответственно, изделия меньше будут трескаться. Самые интересные работы получаются из капа – нароста на деревьях.
– Это клен, – Александр берет в руки вазу. – Очищали линию электропередач, подпиливали деревья, вот я и забрал спиленное полено. Обычно я режу не сразу. Иногда изделие стоит, и его потихоньку дорабатываю. Эту вазу вырезаю с мая.
На полу лежит огромный корень. Нашел на Еланчике. Посмотрел и каким-то внутренним чутьем определил, что подо мхом огромные каповые наросты.
– Что нравится резать? Все. Количество поделок не уменьшается, –отвечает на очередной вопрос Березин. – Дарю, но у меня все их больше и больше. Маска из осинового полена, – показывает он на стоящее на полке изделие – Покрыл бесцветным лаком, но он с годами почернел. А это из рябины сделал. Твердый материал. В огороде пустила корни к соседу. Пришлось срубить.
Сейчас Александр Петрович, как он сам выражается, «подсел» на жучка-короеда, уж очень он фигурно грызет ветки. Посохи из них получаются замечательные. Знал бы сам короед, какие рисунки выводит.
Из последних достижений – победа на областном конкурсе прикладного творчества. Композицию «Папа, мама, я и дедуля» выполнил за пару дней. В лес сбегал, натесал березовых поленьев. Получились игрушки-пальчики.
– Именно с такими играли дети в крестьянских семьях, – поясняет мастер. – Денег на игрушки у большинства не было.
Что тут скажешь? Просто и оригинально. Кстати, свои поделки Александр Березин не продает: «Они как дети. Ребенка разве продашь? Я уж лучше подарю».
Стоит заметить, что работает Александр Петрович в Доме народного творчества подсобным рабочим, но дипломов у него не меньше, чем у иных сотрудников.
Владимир Мухин (фото В. Мухин)
Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком, репостом и комментарием.