О том, как люди «доживают» и о старческих недугах не принято говорить. А, вместе с тем, эта проблема касается каждой семьи. Поднять сложную тему и поговорить о ней легко и понятно взялись испанские аниматоры. Режиссёр Игнасио Феррас и сценарист Анхель де ла Крус сняли трогательную историю про жизнь в доме престарелых и болезнь Альцгеймера.
Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".
Социальная мультипликация – жанр редкий и непопулярный. Однако, чтобы передать тепло, иронию и светлую грусть, с которыми вообще возможно говорить об увядании человека, он подошел лучше всего. Ведь чем больше реалистичности, тем страшнее, и хочется дистанцироваться «пока время не пришло».
Полнометражный мультфильм «Морщинки», основанный на комиксе Пако Рока, был впервые показан на 59-м кинофестивале в Сан-Себастьяне в 2011 году. Затем он получил национальную премию Гойя, вручаемую Испанской академией кинематографических искусств и наук, за лучшее анимационное произведение и лучший адаптированный сценарий. «Морщинки» также попали в номинацию за лучший анимационный фильм Премии Европейской киноакадемии и премии «Annie Awards 2012» Международной ассоциации анимационного кино ASIFA (Лос-Анжелес), а также отметились на более чем 30 европейских фестивалях.
В основе мультфильма лежит одноименная графическая новелла Пако Рокко, впервые опубликованная в 2007 году во французском издательстве комиксов «Delcourt». В 2008 году испанское издательство «Astiberri» публикует «Морщинки» под своими знаменами и распространят по миру более 30 тыс. копий. Критики французской Ассоциации комиксов включили работу Пако Рокко в список двадцати лучших комиксов 2007 года.
В 2010 году режиссер Игнасио Феррерас берется за экранизацию комикса. Мультфильм нельзя назвать совсем детским, возрастной ценз 12+, при этом понятно, что он вообще вряд ли заинтересует детей до 18 лет, поскольку вопросы в нем поднимаются совсем не детские.
В Россию «Морщинки» привезли спустя три года на II Национальную конференцию «От стареющего общества к обществу всех возрастов». Представить фильм приехал Анхел Де Ля Круз, сценарист и исполнительный продюсер мультфильма. После показа зрители благодарили создателей мультфильма за работу, в рамках на конференции прошла дискуссия на тему роли художественного языка в освещении острых социальных вопросов. В ней вместе со сценаристом мультфильма приняли участие издатель «ЧасКора» Иван Засурский, генеральный директор Фонда Тимченко Мария Морозова, режиссер-документалист Сергей Дворцевой, теле- и радио ведущая Фекла Толстая, организатор кинофестиваля «Кино без барьеров» Денис Роза, креативный директор агентства AnyBodyHome Михаил Перловский, кинокритик Павел Шведов и генеральный директор «Senoir Group» Алексей Сиднев. Широкого проката мультфильму в России пока не обещают, однако его можно найти в сети в русском переводе.
Сюжет «Морщинок» начинается с того, как Эмилио, бывший банковский управляющий, попадает в дом престарелых. У него ранняя стадия болезни Альцгеймера, сын принимает решение отправить старика в пансион. Совершая первые шаги по незнакомым коридорам, он вспоминает, как мать привела его в школу – всё было так же страшно и незнакомо…
Тут нет детского крика и семейных проблем, всё подчинено распорядку дня, своевременному приёму лекарств и процедурам, прогулкам, в меру подвижным играм, покою и умиротворению. Большую часть того, что люди привыкли делать, отныне им делать не рекомендовано. Они защищены, но оторваны от жизни.
Соседа Эмилио по комнате зовут Мигель. У него нет родных, он кажется пройдохой и плутом, но на деле оказывается хорошим другом. Мигель в здравом уме, но окружен людьми с деменцией. Однако он не только не тяготится такой компанией, но и подыгрывает постояльцам пансионата. Однажды вместе с Эмилио Мигель прикидывается кондуктором и навещает даму, которая вечно смотрит в окно и воображает себя пассажиркой «Восточного экспресса», везущего ее в Стамбул. Даме, которая больше всего на свете боится оказаться похищенной инопланетянами, он дарит водный пистолет. Научившись стрелять по страху, она чувствует себя намного уверенней. А Мигель шутит: «Паранойя – отличный способ держать себя в форме!».
Каждый из постояльцев очень по-своему объясняет себе и окружающим причину нахождения в пансионе: кто-то уверен, что старики должны жить отдельно от молодых, кто-то не хочет нянчиться с внуками и быть зависимым, кто-то не хочет быть обузой. Похоже, только одному Мигелю понятно, что причина-то у всех одна – старость и прогрессирующий Альцгеймер.
Эмилио не замечает, как теряет память и связь с привычной жизнью. На свидании с семьей сына он удивляется, почему собственный внук зовёт его дедушкой. Не замечает, что в одежде залез в бассейн. Он боится, что Мигель его ограбит, прячет от него свои вещи, но, забыв об этом, обвиняет соседа в воровстве. Но последнего это не смущает, Мигель уже давно привык к тому, что больные Альцгеймером совсем не контролируют свои действия. Напротив, Мигель как может помогает другу скрывать симптомы болезни, когда тот проходит очередные тесты у врача, чтобы его не перевели на верхний этаж «безнадежных», откуда уже нет пути назад.
Для того, чтобы написать сценарий этой невыдуманной истории, Анхель де ла Крус провёл много времени в европейских домах престарелых, общаясь с постояльцами, врачами, санитарами, собирая истории, связывая их. А Игнассио Феррас в одном из интервью сообщал, что лично знаком и с прототипом Эмилио и старушкой, которая едет в «Восточном экспрессе». Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение мультфильма. Композитор Нани Гарсия сделал «Морщинки» ещё более серьезной картиной, подняв его до уровня европейского арт-хаусного кино.
Выбор языка повествования не случаен: анимация сгладила всё то, что оттолкнуло бы зрителя, если бы история была рассказана в тусклом документальном изложении. Кроме того, и режиссёр, и сценарист признают, что хотели бы рассказать о проблемах старости и специфических возрастных заболеваниях молодежи. Ведь к 2050 году, когда число больных старческой деменцией превысит 115 миллионов, им предстоит решать судьбу стариков, потерявших себя…
Автор: Алена Городецкая, "Частный корреспондент".