Ребёнок с не очень развитым фонематическим слухом плохо представляет себе звуковой состав слова. Поэтому работу по развитию фонематического слуха надо начинать с простого материала. Возьмём слово «ау», спросим: «Какой первый звук, какой второй. Обязательно выделить голосом эти звуки. Сказать, что он гласный, потому что его можно петь, когда мы их произносим, нам во рту ничего не мешает. Выделим эти звуки красными кружочками. Понятие гласный и согласный звук детям можно объяснить, начиная с четырёхлетнего возраста. Далее можно взять слово «Мама». Спросить, какой первый звук, произнося утрированно звук «м». Дать понятие о согласном звуке. «Согласный не поётся, когда мы его произносим, нам мешает язык». Обозначить звук «м» синей фишкой. Второй звук «а» гласный, он поётся, обозначаем красной фишкой. Произносим утрированно третий звук «м» Это согласный, он не поётся. Обозначим этот звук синей фишкой. Спросим, какой последний звук, произносим его утрированно. Какой фишкой обозначим этот звук? Обязательно выделяя голосом заданный звук. Аналогично провести разбор слова «дом». Проводим звуковой анализ слова «мак». Выделяем утрированно первый звук «м», обозначаем синей фишкой. Второй звук гласный «а», поётся, обозначаем красной фишкой. Третий звук « к» произносится без голоса, обязательно произносим утрированно. Это глухой согласный звук. Мы его тоже обозначаем синей фишкой. Аналогично проводим звуковой состав слова «лук». Для того, чтобы ребёнок смог услышать твёрдые, мягкие согласные предложить разобрать слова «луна», «лиса». Хорошо показать картинки. Луну можно нарисовать, а лису (кто не умеет рисовать) легко найти на картинке. Разбираем слово луна. Спрашиваем: «Какой первый звук в слове?» (л). Ставим синий кружок. «Какой второй звук?» (у) - ставим красный кружок. «Какой третий звук?» (н) - ставим синий кружок. Какой последний звук в слове? (а) - ставим красный кружок. Разбираем слово лиса. Спрашиваем первый звук. Произносим правильно (ль). Ставим зелёный кружок, потому что это мягкий согласный. Второй звук (и) гласный – красный кружок. Третий звук (с) согласный - синий кружок. Четвёртый звук (а)-гласный ставим красный кружок. Сравниваем звуки «л» в слове луна и звук «ль» в слове лиса по звучанию. Не забываем хвалить ребёнка за выполненное задание. Если эту работу проводить регулярно, то с фонематическим слухом у вашего ребёнка должно быть всё в порядке.