Наш маленький литературный клуб в качестве эксперимента решил написать несколько статей по предложениям читателей. А начать хотелось бы с Айзека Азимова. Ведь этот писатель - личность культовая не только для научной фантастики, но и для мировой литературы в целом. К тому же является одним из моих любимых авторов. У меня даже была лекция, посвященная его творчеству. Собственно эта статья - ее пересказ.
Как многие знают, Азимов входит в так называемую "большую тройку" писателей-фантастов. Другие два: Артур Кларк и Роберт Хайнлайн. Вы спросите: а как же Брэдбери? А Брэдбери, по собственному признанию, не писал научную фантастику. Во всяком случае, целенаправленно. Единственное произведение, которое можно отнести к жанру НФ - роман "451 по Фаренгейту".
"Русский американец”
Ну то есть как русский... В оригинале его имя звучит как - Исаак Юдович Азимов. И родился он в семье еврейских эмигрантов, приехавших из России. Родился он, кстати, в Гомельской губернии (в 1920 году).
В отличие от другого знаменитого эмигранта, Набокова, который очень не любил, когда его называют русским писателем, Азимов сам причислял себя к таковым, хотя фактически и не жил в России (родители эмигрировали, когда он был ребенком). Возможно, это связано с его стремлением к миру во всем мире, возможно, это был маркетинговый ход. Точно сейчас уже не скажет никто.
На фоне холодной войны заявлять о симпатии к России было очень рискованно, впрочем, это, несомненно, способствовало популярности автора. В 60-е, в период “охоты на ведьм” он, кстати, находился под следствием ФБР из-за возможной связи с СССР. А поводом стало (внимание!) его одобрение строительства в Союзе первой в мире АЭС.
В политическом отношении Азимов был пацифистом. Это подтверждается его многочисленными выступлениями. “История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны дружить” - говорил Азимов в интервью. Он верил, что человечеству пора осознать себя как вид и начать полноценное освоение космоса. Этой теме в частности посвящен цикл его "Илайдж Бейли и робот Дэниел Оливо" (о котором будет сказано ниже).
Интересно, что помимо литературной, Азимов занимался также научной деятельностью. Он был профессором биохимии.
Умер писатель от СПИДа. Шутки в сторону! Он не был ни наркоманом, ни геем. ВИЧ Азимов заразился во время операции. По завещанию тело было кремировано, а пепел развеян.
Вот собственно вся биография. Теперь пробежимся про произведениям.
"Я, робот"
В этом цикле Азимов рассеивает распространенные опасения относительно ИИ. Роботы Азимова не стремятся уничтожить человечество, напротив - они нередко разумнее и гуманнее, чем их хозяева.
Именно в этом цикле сформулированы знаменитые 3 закона робототехники. К слову, фильм "Я робот" не является экранизацией произведения или какой-то его части. Он снят по мотивам "законов".
"Двухсотлетний человек"
Своеобразный спин-офф цикла рассказов о роботах. Повесть предсталяет собой оригинальную интерпретацию темы Пиноккио, куклы, мечтающей стать человеком. Повесть о роботе, обретшем самосознание. В романе поднимается вопрос о границах человечности, о сущности понятия «человек» и о борьбе за право называться таковым.
Как обычно бывает в произведениях Азимова, роботы в повести показаны не безжалостными машинами смерти, а чуткими, гуманными созданиями.
Серия романов "Илайдж Бейли и робот Дэниел Оливо"
Одно из моих любимых произведений писателя. В серии четыре романа:
- Стальные пещеры» / «The Caves of Steel» (1954)
- «Обнажённое солнце» / «The Naked Sun» (1956)
- «Роботы зари» / «The Robots of Dawn» [в других переводах «Роботы утренней зари», «Роботы рассвета»] (1983)
- «Роботы и Империя» / «Robots and Empire» (1985)
Действие цикла происходит на фоне противостояния «космонитов» (жителей бывших космических колоний, обретших затем независимость) и землян. Первые живут в комфорте, их общество, даже по нашим меркам, очень футуристично (и до боли напоминает США).
Вторые страдают от последствий перенаселения родной планеты - они живут в городах-муравейниках и питаются одними грибами. Как мне кажется, в серии есть явный намек на противостояние России и США, которое автор считал бессмысленным.
Основная же идея цикла состоит в том, что люди, несмотря на разницу культур, должны жить в мире, поскольку целью человечества является освоение космоса.
События последней книги являются прологом к серии "Основание".
Серия "Основание" (Она же "Академия")
Цикл из семи научно-фантастических романов (изначально автор хотел ограничиться трилогией) о межгалактической империи. Первые три романа серии удостоились специальной премии «Хьюго» за «лучшую фантастическую серию всех времён». Сказать ничего не могу, руки почитать так и не дошли.
“Конец вечности”
Вариация на тему “полиции времени”. Правда, в отличие от большинства таких произведений ("Патруль времени" Пола Андерсона), автор не делает хранителей истории героями. Автор в целом критически относящийся к самой идее переписывания истории даже в благих целях.
В романе организация под названием “Вечность” представляет собой реакционные силы, стремящиеся ограничить человечество в развитии. Идея автора в том, что прогресс, даже ценой жертв, лучше застоя в безопасности. Также тут присутствует тема покорения космоса. Автор прямым текстом говорит, что если не начать его освоение сейчас, то человечество ждет неизбежный карх в будущем.
Отличный роман, почитать стоит однозначно.
"Сами боги"
Роман, который Азимов называл своим любимым. В основе названия игра слов. Состоит из трёх частей, названия которых, будучи перечисленными друг за другом, составляют высказывание Фридриха Шиллера: "Против глупости" (1 часть), "Сами Боги" (2 часть и одновременно общее заглавие) "Бороться бессильны" (3 часть).
Мне очень нравится эпиграф произведения:
"Посвящается Человечеству в надежде, что война с безрассудством всё-таки будет выиграна".
Произведение написано в той же вселенной, что и цикл о роботах и цикл об академии. Хронологически действие предшествует серии "Илайдж Бейли и робот Дэниел Оливо". Человечество освоило пока только Луну, при этом в сюжете прослеживаются зачатки будущего конфликта колоний и Земли. Жители Земли более консервативны, а луняне, вынужденные каждодневно бороться за жизнь, более восприимчивы к доводам разума.
В центре сюжета - контакт с жителями другого измерения. Они присылают нам данные, необходимые для создания неисчерпаемого источника энергии - “насоса”. Создания, у которых, кстати, три пола (не спрашивайте) живут в мире, где солнце угасает, и им нужна энергия из нашего мира. Насос как раз и производит такой производит обмен. Проблема в том, что в какой-то момент использование прибора неминуемо приведет к взрыву солнца и гибели человечества.
Существам на это пофиг, остаточной энергии от взрыва им хватит на много сотен лет. А у людей есть карьеристы, которые добились успеха за счет насоса и готовы защищать его любой ценой. В итоге насос все же не отключили, но люди нашли способ компенсировать его вредное влияние.
PS:
Азимов, как никто другой повлиял на меня в плане мировоззрения. Его идеи сегодня не только не утратили актуальность, но и обрели новое звучание. Конечно, в бункерах мы не живем, но человечество развивается явно куда-то не туда.
В комментариях можете оставлять пожелания к новым обзорам и статьям.