Для прорыва полевых укреплений колесных броневиков не хватало вездеходов. Они уверенно двигались только по твердой земле. Узкие колеса упали на рыхлую почву, снег или грязь, оборудование застряло. Воронки, канавы и канавы, заборы и колодцы тогдашняя колесная техника тоже не могла преодолеть. Это заставило конструкторов разрабатывать бронированные гусеничные машины.
В 1914-1915 гг. в России, Англии и Франции было предложено несколько конструкций гусеничных «бронированных тракторов», «внедорожников» и «ленд крейсеров», но большинство из них не пошло дальше чертежей и прототипов. Самым удачным оказался «Маленький Вилли», созданный в 1915 году британцами У. Триттоном и У. Уилсоном, взявшими за основу схему гусеничного привода трактора Холта. В серию машина не пошла: короткая гусеница не позволяла преодолевать широкие канавы и заборы. Преемник модели - «Большой Вилли» улучшил проходимость за счет изменения устройства гусеничного двигателя.
Корпус имел ромбовидную форму, в бортовом поясе устанавливалась гусеница. Пересекая канавы и стены, выступающий передний край «ромба» навис над ними, а затем переполз через препятствие сверху. По этой причине машина оказалась высокой. У стрелковой башни на крыше была большая «мертвая зона», поэтому орудие было установлено в спонсонах - вращающихся выступах по бокам. «Большой Вилли» поступил в вооруженные силы под названием Mk I (аббревиатура «Mark I» - «первая модель») с двумя вариантами оружия в спонсорах: «мужской» с 6-фунтовыми винтовками и «женский» с пулеметами. В 1916 году в бой вступил первый Mk I. Из 48 машин только 16 без обрушения достигли немецких позиций, но им удалось прорвать оборону. Успех привел к увеличению производства новых автомобилей. Во время войны появилось еще 7 модификаций «алмаза», отмеченных от Mk II до Mk VIII. Они устранили недостатки, усилили двигатель, вооружение и броню, улучшили управляемость.
В «Шнайдере» и «Сен-Шамоне» бензиновый двигатель вращал генератор, и электричество поступало на электродвигатели, вращавшие гусеницы. Водитель регулировал подачу питания на моторы, менял направление и скорость вращения цепей, заставляя танк крутиться в движении и даже крутиться на месте. «Шнайдер» и «Сен-Шамон» оказались настолько легкими в управлении, что оружие можно было наводить горизонтально, поворачивая автомат. Это давало возможность отказаться от хрупких конструкций спонсоров или турелей и встроить более мощное оружие прямо в лобовую броню.
Для управления танками первого поколения и ведения огня из их пушек и пулеметов требовался экипаж из 8-12 человек. Машины, вмещавшие столько людей, были громоздкими и тяжелыми. Они ползли по полю боя с пешеходной скоростью, не успевая за бросающейся в атаку пехотой и становясь легкой мишенью для вражеских орудий. Более мощные двигатели проблемы не решали: массивные и тяжелые, они только увеличивали габариты и вес машин. Инженеры искали другие решения.
Оригинальный выход из конструктивного тупика, в котором оказались танки, предложили французы Л. Рено и Э. Эстьен, создатели первого легкого танка Renault FT-17. Renault FT-17 был настолько прост в управлении, что справиться с ним могли только 2 человека: водитель и командир наводчика. Большой корпус больше не требовался, и FT-17 был в 5 раз легче, чем Mk V, даже с двигателем простого массового автомобиля, развивающимся вдвое быстрее него.
Маленькие и быстрые FT-17 шли в ногу не только с пехотой, но и с кавалерией, вместе с которой они могли, прорывая оборону, совершать налеты в тыл врага. До конца войны союзники «склепали» около 3100 простых и дешевых FT-17, а всего их было произведено около 8000 в разных странах.
Впереди хорошо показали себя машины на шасси «Кегресс». Когда в 1916 году в Россию из Англии начали прибывать броневики Austin на базе одноименного грузовика, некоторые из них были переоборудованы в полугусеничные. Так появился в российской армии Остин-Кегресс - быстрее, проще и дешевле танков. Благодаря дополнительным опорным колесам, выступающим из передних и задних колес и гусениц, он мог составить конкуренцию танкам в движении по бездорожью. Но, к сожалению, до конца войны таких броневиков было построено мало.