Найти тему
W_impuls

Танки которые превосходили в первой мировой

Для прорыва полевых укреплений колесных броневиков не хватало вездеходов. Они уверенно двигались только по твердой земле. Узкие колеса упали на рыхлую почву, снег или грязь, оборудование застряло. Воронки, канавы и канавы, заборы и колодцы тогдашняя колесная техника тоже не могла преодолеть. Это заставило конструкторов разрабатывать бронированные гусеничные машины.

*Вилли*
*Вилли*

В 1914-1915 гг. в России, Англии и Франции было предложено несколько конструкций гусеничных «бронированных тракторов», «внедорожников» и «ленд крейсеров», но большинство из них не пошло дальше чертежей и прототипов. Самым удачным оказался «Маленький Вилли», созданный в 1915 году британцами У. Триттоном и У. Уилсоном, взявшими за основу схему гусеничного привода трактора Холта. В серию машина не пошла: короткая гусеница не позволяла преодолевать широкие канавы и заборы. Преемник модели - «Большой Вилли» улучшил проходимость за счет изменения устройства гусеничного двигателя.

Корпус имел ромбовидную форму, в бортовом поясе устанавливалась гусеница. Пересекая канавы и стены, выступающий передний край «ромба» навис над ними, а затем переполз через препятствие сверху. По этой причине машина оказалась высокой. У стрелковой башни на крыше была большая «мертвая зона», поэтому орудие было установлено в спонсонах - вращающихся выступах по бокам. «Большой Вилли» поступил в вооруженные силы под названием Mk I (аббревиатура «Mark I» - «первая модель») с двумя вариантами оружия в спонсорах: «мужской» с 6-фунтовыми винтовками и «женский» с пулеметами. В 1916 году в бой вступил первый Mk I. Из 48 машин только 16 без обрушения достигли немецких позиций, но им удалось прорвать оборону. Успех привел к увеличению производства новых автомобилей. Во время войны появилось еще 7 модификаций «алмаза», отмеченных от Mk II до Mk VIII. Они устранили недостатки, усилили двигатель, вооружение и броню, улучшили управляемость.

Mark l
Mark l

В «Шнайдере» и «Сен-Шамоне» бензиновый двигатель вращал генератор, и электричество поступало на электродвигатели, вращавшие гусеницы. Водитель регулировал подачу питания на моторы, менял направление и скорость вращения цепей, заставляя танк крутиться в движении и даже крутиться на месте. «Шнайдер» и «Сен-Шамон» оказались настолько легкими в управлении, что оружие можно было наводить горизонтально, поворачивая автомат. Это давало возможность отказаться от хрупких конструкций спонсоров или турелей и встроить более мощное оружие прямо в лобовую броню.

Сен-Шамоне
Сен-Шамоне
Шнайдере
Шнайдере

Для управления танками первого поколения и ведения огня из их пушек и пулеметов требовался экипаж из 8-12 человек. Машины, вмещавшие столько людей, были громоздкими и тяжелыми. Они ползли по полю боя с пешеходной скоростью, не успевая за бросающейся в атаку пехотой и становясь легкой мишенью для вражеских орудий. Более мощные двигатели проблемы не решали: массивные и тяжелые, они только увеличивали габариты и вес машин. Инженеры искали другие решения.

Оригинальный выход из конструктивного тупика, в котором оказались танки, предложили французы Л. Рено и Э. Эстьен, создатели первого легкого танка Renault FT-17. Renault FT-17 был настолько прост в управлении, что справиться с ним могли только 2 человека: водитель и командир наводчика. Большой корпус больше не требовался, и FT-17 был в 5 раз легче, чем Mk V, даже с двигателем простого массового автомобиля, развивающимся вдвое быстрее него.

Renault FT-17
Renault FT-17

Маленькие и быстрые FT-17 шли в ногу не только с пехотой, но и с кавалерией, вместе с которой они могли, прорывая оборону, совершать налеты в тыл врага. До конца войны союзники «склепали» около 3100 простых и дешевых FT-17, а всего их было произведено около 8000 в разных странах.

Впереди хорошо показали себя машины на шасси «Кегресс». Когда в 1916 году в Россию из Англии начали прибывать броневики Austin на базе одноименного грузовика, некоторые из них были переоборудованы в полугусеничные. Так появился в российской армии Остин-Кегресс - быстрее, проще и дешевле танков. Благодаря дополнительным опорным колесам, выступающим из передних и задних колес и гусениц, он мог составить конкуренцию танкам в движении по бездорожью. Но, к сожалению, до конца войны таких броневиков было построено мало.

Остин-Кегресс Русский броневик первой мировой
Остин-Кегресс Русский броневик первой мировой