Нередко клиенты жалуются на эксклюзивные договора, подозревая риэлтора в немыслимых грехах. Но это нормальное требование риэлтора – он готов работать в интересах заказчика, но без лишних проблем.
Когда покупатель видит в каком-либо специализированном издании четыре продажи одного объекта, то делает вывод – агентства «разводят» и наживаются. А объясняется всё просто – продавцу предложили другую цену (чаще всего рыночно не оправданную), потом ещё… В результате он отказывается от реальных предложений по первому варианту продажи, в результате чего страдают все – покупатель, который, кстати, винит агентство, риэлтор, впустую потративший время, и сам продавец, ведь продать дом по завышенной цене будет проблематично.
Советник генерального директора агентства недвижимости «Прогаль» Сидоров Константин Борисович.
Кто тянет «резину»?
Часто клиенты возмущаются длительными сроками оформления пакетов документов и самой сделки. Виноваты в этом могут быть и сами риэлторы, которые умудряются приносить неполные пакеты документов, и не один раз. Иногда клиентам приходится самим собирать недостающие справки. Такая ситуация, как и неграмотно оформленная документация, характерна для риэлторов-«временщиков», решивших подработать на ниве посредничества. Впрочем, это к вопросу о выборе агентства – солидные компании не держат таких работников.
Существует проблема регистрации сделок в области, потому что соответственные службы не готовы к такому объему работы, квалификация исполнителей не всегда соответствует нынешним реалиям делопроизводства. В результате регистрация может затягиваться до полугода.
Кругом жулики!
Некоторые клиенты считают, что риэлтору важно, чтобы сделка совершилась любой ценой, иначе он не получит денег. Поэтому он в погоне за покупателем не всегда сообщают клиенту полную, достоверную информацию о продаваемом объекте. Но для риэлтора из солидного агентства (при наличии закреплённой в договоре ответственности) в поспешности нет никакого смысла. Терять свои деньги?
На рынке загородной недвижимости высокие риски, в том числе криминальные, ведь сделка с загородным объектом недвижимости не попадает под пристальное социальное внимание, в то время как в городе вопрос безопасности довольно критичен – люди могут лишиться «крыши над головой» в буквальном смысле. Квалифицированный риэлтор старается свести риски к минимуму.
Советник генерального директора агентства недвижимости «Прогаль» Сидоров Константин Борисович.
Мы за ценой не постоим?
Самую внушительную группу жалоб составляют финансовые претензии. Размер комиссионных риэлтора – это тема бесконечного разговора. Клиент знает, что где-то берут дешевле и возмущается по поводу высоких ставок. Но стоит помнить, что агентство недвижимости – это не богадельня, а бизнес-структура, созданная для зарабатывания денежных средств. Не устраивает – обращайся в другую фирму.
Снижают размер комиссии агенты, предлагающего свои услуги вне деятельности агентства. Но риэлтор, работающий «налево», не опирается на инфраструктуру агентства и не контролируется вышестоящим начальством. Очевидна рискованность такого сотрудничества, хотя на практике клиенты часто сами пытаются склонить к этому сотрудника агентства. А агентства, добивающиеся демпингом трафика клиентов, просто не могут привлечь их ничем иным – ни опытом работы, ни гарантированностью обязательств…
Возмущает (вплоть до расторжения договора) клиентов и тот факт, когда в процессе сделки они узнают, что риэлтор получает деньги и с продавца, и с покупателя. Однако в получение комиссионных с двух сторон нет ничего противозаконного и неэтичного. Просто у нас любят считать чужие деньги, не обращая внимания на то, что все обязательства выполнены.
В случае расторжения договора клиент требует возврата денег. И жалуется, получив отказ. Но бизнес есть бизнес, «ничего личного»: клиент подписал договор и внес предоплату, риэлтор работал, тратил свое время и деньги. Вдруг ситуация изменились – например, банк отказал в кредите, однако это уже риски самого клиента.
Клиент часто не согласен с большим процентом комиссионных отчислений, получаемых риэлтором. На данном рынке, к сожалению, есть процент непрофессионалов, из-за которых у потенциальных покупателей в целом ухудшается отношение к данному профессиональному сообществу. После заключения сделки возможны претензии по качеству проданного объекта.
Начальник отдела маркетинга и развития ООО "НеваИнвестПроект" Лескин Роман Сергеевич.
Таким образом, устранить причины для жалоб может только правильный выбор риэлтора и, как не крути, договор, в котором будут четко оговорены порядок и форма расчетов. При обсуждении стоимости услуг необходимо сразу определить сторону, которая возьмет на себя оплату услуг нотариуса, государственных пошлин и т.д. Учёт всех мелочей и фиксирование их в договоре с агентством предотвратит конфликтные ситуации уже во время подписания договора купли-продажи.