Здравствуй, читатель!
Сегодня рассуждаем о теории фантастики. Точнее - о книге "Фантастика и футурология", за которую Станиславу Лему однозначно надо было дать Нобелевскую премию фантастики, будь таковая в наличии.
Самая настоящая диссертация, ставящая фантастику в один ряд с науками, а не литературными жанрами. Наверно, ни у одного больше жанра не было настолько глубокого и тщательного исследования, чем то, которое провёл Лем. А уж по степени саркастической критичности "ФиФ" имеет полное право занять верхнюю ступень пьедестала.
Поэтому, живи и публикуя Лем эту книгу сейчас, он только и делал бы, что ходил в суды - настолько откровенно он препарирует, невзирая на имена и титулы, почти всех маститых авторов "золотого века" фантастики.
Да и в годы написания (начало 70-х) книга вызвала восторг только у польских фанатов Лема. Европейские критики, ангажированные издательствами, просто кипели от негодования, всячески стараясь разрушить утверждения Лема. Но куда им, мелким сошкам и литературным недотыкомзерам, до доктора фантастической науки...
Знаменитая работа Станислава Лема «Fantastika i futurologia» дошла до отечественного читателя только в 2004 году — в полном виде, не заляпанная пальцами цензоров и главлитовских чиновников. В СССР издать её было попросту невозможно: слишком много на страницах книги ссылок на произведения, о существовании которых нормальному советскому читателю знать попросту не полагалось.
При этом, Лема в Союзе любили, но выпустить в печать пусть и критическую, но построенную на западной фантастике книгу просто не могли. Читатель в СССР имел право голоса - и издательства, и журналы, и газеты, и даже ЦК были бы завалены письмами с требованиями разъяснить, а "почему мы не читали то, о чём говорит Лем".
Однако и в политкорректных Соединённых Штатах эта работа вызвала настоящий скандал — понятно, почему. Классик желчен и скептичен, он в пух и прах разносит не только произведения западных фантастов, сильно изобилующие научными и логическими ляпами. Резкое неприятие у пана Станислава вызывают эксперименты с языком и стилем, большинство которых представляются ему совершенно неоправданными.
На страницах двухтомника сделана масса метких наблюдений и неожиданных, парадоксальных выводов — в библиотеке профессионала «Фантастика и футурология», несомненно, займёт одно из самых почётных мест, хотя резкие оценки автора иногда порядком раздражают.
Да и читать этот труд довольно сложно сейчас, при наличии привычки к развлекательному чтиву. Читать публицистику Лема не простое занятие: в своих культурологических работах классик удручающе наукообразен. Там, где достаточно двух слов, Лем использует два десятка, — чтобы продраться через эту чащу, не захлебнувшись терминами, надо обладать недюжинной силой воли и не стесняться почаще заглядывать в словарь.
Оцените сами. Всего пара цитат из "Фантастики и футурологии":
"Над царством литературы простирается, подобно небу над землей, закон, который никто из авторов не имеет права нарушить: до конца произведения та же схема, которая его открывала. Можно этот закон, по желанию, назвать законом стабилизации онтологии открытия (или начала) или же — принципом инвариантности правил той литературной игры, на которую автор приглашает читателей"
"В соответствии с вышеобозначенной дихотомией, на одном краю которой группируются дословные объекты со значением, ограниченным ими самими, а на другом — объекты, представляющие нечто такое, что собственно этими объектами не является, можно схематически разделить все литературные тексты, располагая их соответственно на сторону «сигнальных аппаратов» или на сторону «лишенных коммуникативного смысла предметов»"
Честно признаюсь, за один и даже за два присеста мне не удалось одолеть этот двухтомник. Да и сейчас, если задуматься, прочитал я его по диагонали. Однако то, что можно вынести из заочного общения с паном Станиславом, окупает затраченные усилия. Эта книга - не для любителей фантастики, а для тех, кто хочет причислить себя к профессионалам этой науки.
Ведь Лем в этой книге сказал всё, что надо, о фантастике. В разговоре с одним из комментаторов под одной из статей канала было сказано, что в любом жанре есть лишь 0,1% шедевров. Лем сказал об этом ещё в 1970-м, чуть другими словами:
"Если появятся одна, две, три, пять книг, которые, ..., соорудят ... «сигнальную аппаратуру», передающую какой бы то ни было необыкновенный, оригинальный и новый смысл, ничего этим книгам не поможет. ... Загнанные в поверхностную и общую классификацию, такие произведения окажутся на свалке фантастической литературы, и их судьба уподобится судьбе бриллиантов, которые, затерявшись в кучах разбитого стекла, сверкают перед стекольным заводом."
И с этим утверждением я полностью согласен. И именно поэтому, как курица в мусорных кучах, такие блоги и каналы, как мой и моих коллег на Дзене и других площадках, нужны - чтобы выискивать 0,1% бриллиантов в сияющих горах битой фантастики.
И один из таких бриллиантов - Станислав Лем. Недаром автора "Соляриса" и "Непобедимого" называют одним из самых интересных и оригинальных мыслителей XX столетия. Мыслителей, а не фантастов!