Найти тему
Беглым взглядом

Коростынь проездом. Часть 1. Успенская церковь

Посетив Старую Руссу, решили возвращаться в Санкт-Петербург через Великий Новгород. Маршрут огибает озеро Ильмень с восточной стороны и проходит через рабочий поселок Шимск, который, впрочем, является административным центром Шимского муниципального района. Где-то посредине пути от Руссы до Шимска из недр памяти всплыло название «Коростынь». Всплыло, вообще-то говоря, «Коростень», но навигатор поправил и любезно подсказал о имеющихся в этом селе достопримечательностях. Правда два навигатора на различных устройствах разошлись во мнении: находится ли село непосредственно на трассе или надо куда-то свернуть. Впрочем, по мере приближения им удалось договориться и вовремя указать поворот. По правую сторону между деревьев блеснула водная гладь Ильменского озера. Где-то неподалеку на реке Шелонь Московский князь Александр III вломил, можно сказать, единоутробным братьям новгородцам, и подчинил Новгородскую республику Москве. Если вы когда-нибудь захотите повторить маршрут, позвольте дать небольшую рекомендацию: изучите подробней местоположение достопримечательностей и сильно не гоните. Среди богатой растительности вполне можно и не заметить то, на что хотели бы посмотреть. Дорога пустая, на удивление хорошая, со свежим асфальтом.

 Дорога                                                                                              Фото Александра Щепина
Дорога Фото Александра Щепина

Слева между деревьев замелькали белые стены. Не проскочили, а могли. За церковью у ворот старого кладбища небольшая парковка . За парковкой темные аллеи старинного парка.

А вот и церковь. Церковь успения Божьей матери. Построена в 1720е годы. Это уже почти 300 лет назад. Выглядит немного неухоженной. Церковь изначально строилась на погосте. Естественно, ее окружают старые могилы, хотя совсем уж древних памятников не видно. Впрочем, специальных поисков не проводили.

Успенская церковь                                                                                            Фото Александра Щепина
Успенская церковь Фото Александра Щепина

К сожалению, службы сегодня нет — понедельник. Во внутрь попасть не получится. Визит спонтанный, приходится довольствоваться малым.

Икона над входом                                                Фото Александра Щепина
Икона над входом Фото Александра Щепина

Над входом икона «Успение святой Богородицы». Сюжет и композиция канонические. Икона за стеклом с подсветкой Возможно принт. Выглядит несколько инородно, вызывая ощущения несоответствия благодаря отблесками и отражениям.

Расписание богослужений                                               Фото Александры Хайт
Расписание богослужений Фото Александры Хайт

Церковь действующая, о чем свидетельствует расписание служб. График с мая аж по декабрь. Служб не так много, поэтому если есть желание попасть на одну из них, о сроках нужно побеспокоится заранее. Кстати, есть официальный сайт, где можно заказать то или иное таинство.

Таблички на фасаде                                                                         Фото Александра Щепина
Таблички на фасаде Фото Александра Щепина

На фасаде две мраморные таблички. Одна охранная: «Памятник архитектуры. Подлежит охране как всенародное достояние». Процитировал табличку и непроизвольно поставил запятую перед «как». На табличке запятой нет. Оборот-то качественный. Вот так и вспоминаешь школьную программу. Другая: «Церковь начала XVIII в. во имя Успения Божие Матери». А это уже предмет для домашних исследований.

В общих чертах: Церковь заложена по велению Екатерины I, у которой эти земли находились в собственности и где-то рядом было имение. По другим сведениям, Коростынь в начале XVIII века была дворцовой вотчиной. Что, возможно, не противоречит одно другому или вовсе одно и тоже. Из Петербурга был призван архитектор Гаэтано Киавери, который в 1722 году и разработал проект церкви. Точнее, он был послан в «село Коростино для дела церкви» (Факт установленный Грабарем, который активно цитируется). При этом не знал где это село. Из текстов не ясно, кто не знал. Гуэтано или Грабарь? Чертежи обнаружены в собрании Альбертины в Вене. На мой непросвещенный взгляд, если взглянуть на проект «треугольной» церкви Киавери и на план Коростынской церкви, то рядом они не лежали. Строительство храма (по мнению исследователей Л.А.Секретарь и Л.А. Филипповой) было начато только в 1726 году после смерти Петра I (1725 год). Уже Пьетро Трезини посылает в Коростынь десятских и 20 каменщиков, а так же ученика архитектуры Данилу Ельчанинова с чертежами. Отмечается, что сам стиль здания Успенской церкви указывает на вероятное авторство Трезини или Ельчанинова. Храм относят к продолжению стиля петровского (петербургского) северного барокко. Проект Успенской церкви считают развитием архитектурных решений реализованных при строительстве Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Петропавловский собор. Санкт-Петербург                         Фото Александра Щепина
Петропавловский собор. Санкт-Петербург Фото Александра Щепина

Памятник Пьетро Трезини. Санкт-Петербург                           Фото Александра Щепина
Памятник Пьетро Трезини. Санкт-Петербург Фото Александра Щепина

Однако, исследователи сходятся во мнении, что «гофрированный» профиль западного фасада с вогнутыми боковыми крыльями и выпирающей центральной частью мог предложить исключительно Гаэтано Киавери. При этом они апеллируют к профилю центральной башни здания кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Проекту, которым руководил Киавери на заключительном этапе.

Западный фасад Успенской церкви              Фото Александра Щепина
Западный фасад Успенской церкви Фото Александра Щепина
Кунсткамера. Санкт-Петербург                                               Фото Александра Щепина
Кунсткамера. Санкт-Петербург Фото Александра Щепина

Успенская церковь имеет три престола: Успения Божией Матери (центральный), Преображения Господня (южный) и Воздвижения Креста Господня (северный). Говорят, что в храме хорошо сохранились сделанные до революции росписи в том числе работы В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. Беглый поиск по интернету последнего факта подтверждения не дал (и отрицания тоже), но то, что удалось увидеть у других авторов в части внутреннего убранства, действительно, производит впечатление.

Где-то так.

Кто заинтересовался, читаем "Коростынь проездом. Часть2. Путевой дворец".

Многие из использованных фотографий автора размещены в фотобанке Лори.

https://lori.ru/Blink?ref=2106

Заходите.