Найти тему
Валентиниана

Чесменская галерея в Гатчине

Оглавление

Зал Памяти Великой Отечественной войны открыли в 2019 году в Чесменской галерее Гатчинского музея-заповедника под Санкт-Петербургом. Данное событие приурочено было к 74-й годовщине Победы.

Гатчинский дворец еще больше чем наполовину не отреставрирован, экскурсии проводятся среди следов войны. Даже хорошо, что во дворце есть пространство, которое наглядно описывает то, что пережили люди и экспонаты во время войны.

Гатчинский дворец "в лесах". Фото автора от 16 сентября 2020 года
Гатчинский дворец "в лесах". Фото автора от 16 сентября 2020 года

Чесменская галерея одна из лучших произведений архитектора Винченцо Бренны, созданных по заказу великого князя Павла Петровича. Разрушенная во время пожара в январе 1944 года, галерея так и не реставрировалась. Была выполнена только консервация зала с элементами воссоздания его исторической отделки. Основой для реставрационных работ послужили акварель русского художника Эдуарда Гау 1870-х годов и фотографии из коллекции музея, сделанные до 1917 года.

Винченцо Бренны сумел в изогнутом пространстве на месте семи комнат, обращенных окнами в парк, создать торжественную декорацию. Пилястры, делившие стены галереи, украшали медальоны и лепные связки с секирами - атрибуты неограниченной власти. По сторонам от дверей размещались лепные композиции с изображением древнеримских доспехов и оружия. В центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над ним венчал орел, раскинувший золоченые крылья. Галерею называли: «Новой», «Золотой» и «Галереей к церкви». Только во второй половине ХIX века из-за трех картин немецкого художника Якоба Гаккерта со сценами Чесменского морского сражения, она получила свое название. Это были авторские копии полотен, украшавших Пикетный зал Большого Петергофского дворца.

На стене проекция картины Чесменской битвы. Фото автора от 16 сентября 2020 года
На стене проекция картины Чесменской битвы. Фото автора от 16 сентября 2020 года

Творение Бренны серьезно пострадало во время войны. Пожар 1944 года уничтожил деревянные перекрытия и кровлю, были разбиты статуи и лепные украшения. У посетителей был доступ в галерею, но ее состояние ухудшалось.

Этот зал решили полностью не реставрировать, чтобы показать оставшиеся подлинные элементы.

В этом разрушенном зале создали Зал Памяти Великой Отечественной войны, где реконструирована часть элементов интерьера и сохранены следы военных разрушений.

Чесменская галерея выглядит сейчас так же, как в 1944 году, после пожара.Этот зал решили полностью не реставрировать, чтобы показать оставшиеся подлинные элементы.  В полумраке светом выделены некоторые сохранившиеся на стенах детали отделки. Лепнина и золочение на фоне штукатурки и голого кирпича просматривается только местами.
Чесменская галерея выглядит сейчас так же, как в 1944 году, после пожара.Этот зал решили полностью не реставрировать, чтобы показать оставшиеся подлинные элементы. В полумраке светом выделены некоторые сохранившиеся на стенах детали отделки. Лепнина и золочение на фоне штукатурки и голого кирпича просматривается только местами.

Музей решился на концептуальный проект, в котором воссоздан не весь интерьер, а небольшой его фрагмент.

Был полностью воссоздан один элемент - с окном и зеркалами, с мебелью. Все остальное в зале напоминает о войне, все сохраняется в том виде, в котором оно есть с тех времен. Это самое яркое напоминание о периоде истории дворца, именно так дворец в течение длительного времени находился в таком состоянии!

Воссоздан один элемент - с окном и зеркалами, и с мебелью.Фото автора от 16 сентября 2020 года
Воссоздан один элемент - с окном и зеркалами, и с мебелью.Фото автора от 16 сентября 2020 года

В центре помещения фрагмент стены с окном, оформленным шторами из тюля и бархата, бронзовыми бра и зеркалами. Столик на небольшом кусочке паркетного покрытия. На противоположной стене проекция одной из утраченных картин Хаккера. Так выглядела Чесменская галерея, запечатленная на дореволюционных снимках и акварели Э. Гау 1870-х годов. В планах музея в этом помещении воспроизведение утраченного великолепия в 3D.

При входе на большом экране нон-стоп идут кадры документального фильма об освобождении Гатчины в январе 1944 года.

Кадры из документального фильма об освобождении Гатчины в январе 1944 года, который демонстрируется сегодня в галереи.Фото автора от 16 сентября 2020 года
Кадры из документального фильма об освобождении Гатчины в январе 1944 года, который демонстрируется сегодня в галереи.Фото автора от 16 сентября 2020 года

Чесменская галерея - единственное помещение дворца, которое останется в нынешнем виде. Другие активно восстанавливаются.

26 января 1944 года советские войска освободили Гатчину от немецко-фашистских войск. Буквально сразу группа музейщиков побывала во дворце-музее и увидела характер разрушений. 15 сентября 1944 был составлен акт об ущербе, причиненному комплексу Гатчинского дворца-музея и парка в 1941–1944 годах.

Фото 1944 года из интернета.
Фото 1944 года из интернета.

В акте указывалось, что во «дворце сгорели все деревянные части конструкций, художественная отделка помещений и случайно уцелевшие предметы внутреннего убранства. От сильного пламени мраморные детали отделки помещений обгорели и рассыпались. Погибли мраморные камины, расписные мраморные пилястры парадной спальни и мраморные колонны столовой. Обгорела и разрушилась наружная облицовка стен дворца, ценнейшая лепка внутри помещения».

Сегодня фасад центральной выходящей на плац части дворца частично закрыт строительными лесами. Гатчинский дворец в большей степени, чем другие пригородные резиденции, продолжает сохранять следы разрушений военного времени. Еще в 2009 году обсуждалось, стоит ли восстанавливать по большей части утраченные интерьеры. Идеи были разные, но лучше все же не создавать новоделы. Экскурсии тогда водили и по неотреставрированным залам.

Сегодня фасад центральной выходящей на плац части дворца частично закрыт строительными лесами.Фото автора от 16 сентября 2020 года
Сегодня фасад центральной выходящей на плац части дворца частично закрыт строительными лесами.Фото автора от 16 сентября 2020 года

В последние годы работы идут активно. Интерьеры восстанавливаются, но где ничего уже не сохранилось, воссоздаются новые. Дворец возвращает первоначальный вид. С 1985 года, когда он открылся, восстановлено около 30% залов. Первые посетители видели в 13 раз меньше отреставрированных помещений, чем в 2020 году.