(Предыдущие части статьи о Л.К. Тиффани:
Часть 1 - «Новые формы стеклянной красоты»;
Часть 2 - «20 шедевров стеклянной живописи»)
Л.К. Тиффани (1848 — 1933) по праву считается ключевой фигурой в истории американского модерна. Талантливый художник, он смог всего за несколько лет вывести американское декоративное искусство на мировую сцену и поставить его в один ряд с шедеврами европейских мастеров. И все благодаря особой магии — магии стекла и света…
Хотя Тиффани, подобно всем выдающимся представителям модерна, интересовался в первую очередь стеклянным декором — созданием живописных витражей, вычурных ваз и более мелких элементов дизайна, его имя в общественном сознании прочно ассоциируется в первую очередь с красочными мозаичными абажурами.
Знаменитые лампы Тиффани действительно стали совершенно новым явлением в истории мирового декоративного искусства, примечательным и в какой-то степени уникальным даже по меркам такого вычурного стиля как модерн.
Именно благодаря им имя американского художника стало широко известно за пределами его родного континента и смогло стать нарицательным для всего американского модерна в целом, получившего здесь лаконичное наименование «стиль Тиффани».
Что из себя представлял этот стиль мы уже достаточно подробно изучили в предыдущих статьях: новые виды стекла, новая техника создания витражей, красочное воплощение природных форм и сюжетов и конечно, особая любовь к свету и страсть к стеклу.
Казалось бы, что в данном ключе появления абажуров для ламп было вполне логичным продолжением — что еще может лучше соединить в себе стекло и свет? Но на самом деле логика художников работает несколько в ином формате, вот и знаменитые абажуры Тиффани по факту были лишь случайным, побочным продуктом в его невероятно прекрасном стеклянном мире
Об этом и других малоизвестных фактах в истории знаменитых ламп Тиффани и пойдет речь в этой статье.
1. Появление.
Итак, факт первый: как уже говорилось, лампы на производстве фирмы Тиффани появились случайно. Дело в том, что основным увлечением Л.К. Тиффани были витражи — живописные полотна, застывшие в стеклянном блеске оконной рамы и оживающие подобно сказочным сюжетам под действием естественного света.
Тиффани, как талантливый художник, всегда стремился найти лучшие возможности для реализации красоты в ее изначальной, природной форме. Традиционная живопись, с которой началось его увлечение миром искусства, существенно ограничивала возможности по реализации творческих замыслов.
В частности, ни одна из картин не могла, по мысли Тиффани, передать подлинную красоту света, изменчивость и непостоянство природных красок. А вот стекло справлялось с этим значительно лучше. Увлекшись искусством изготовления витражей Тиффани всерьез стремился доказать, что ни одна из картин не сможет передать всю полноту природных оттенков, всю игру света и тени, всю природную магию так полно, как его витражи.
Стеклянные панно создавались им для каждого заказчика исключительно по уникальным эскизам. Для создания сложного цветового узора, мозаики, количество элементов которой в некоторых витражах Тиффани доходило до нескольких тысяч, использовались массы разноцветных стеклянных заготовок.
После того как из них вырезали необходимые элементы рисунка, оставались многочисленные разноцветные обрезки — направлять их на переработку или просто в утиль было мероприятием затратным и непрактичным с точки зрения американской капиталистической этики.
Поскольку новая технология, разработанная Тиффани для изготовления витражей, на основе медной проволоки, позволяла скреплять в единое стеклянное полотно сколь угодно мелкие детали, и придавать готовому изделию сколь угодно изогнутую форму, Тиффани решил использовать ее для обработки остающихся обрезков с целью изготовления более мелких элементов декора.
Первые абажуры, созданные подобным способом, были представлены Тиффани на Чикагской выставке 1893г. И были очень восторженно приняты публикой, американской — из европейских искусствоведов интерес проявили только представители Германии и Австрии, французы и англичане всегда несколько высокомерно относились к американскому декоративному искусству.
Но на первом этапе и такого, несколько ограниченного круга потенциальных покупателей, было вполне достаточно, а потому уже в 1895 году началось первое серийное производство абажуров Тиффани.
2. Сложный путь в Европу.
Вторым необычным фактом в истории ламп Тиффани был путь их проникновения на мировой, и прежде всего — европейский рынок. Сейчас нам кажется неоспоримой их ценность и популярность, но так было не всегда — чопорные европейцы не очень радушно отнеслись к новомодному изобретению американского выскочки.
Первым европейцем, кто искренне заинтересовался лампами Тиффани, был Юлиус Лессинг — директор государственного музея Берлина. Именно он купил несколько ламп Тиффани на выставке в Чикаго в 1893 году и привез их на европейский континент — так в Европе появилась первая музейная коллекция Тиффани.
А дальше наступил застой: в Америке красочные абажуры расходились на ура — в них видели символ нового американского искусства, американского модерна. Подобные шедевры были очень лестными для национального самосознания — наконец-то американский художник смог создать что-то по-настоящему уникальное, хоть где-то превзойти Европу. Но вот сама Европа с такой позицией была в корне не согласна — там лампы Тиффани, кроме немцев, других поклонников не снискали.
Конечно, уже сам факт изначальной заинтересованности в ярких стеклянных, цветастых абажурах именно австрийцев и немцев, кажется как минимум странным — модерн в их странах имел куда более лаконичные и сдержанные краски и формы. Но еще более странным кажется холодность и равнодушие, с которым к подобной красоте отнеслись французы, в общем-то очень лояльно воспринимающее все изящное, яркое и уникальное.
Без Франции нечего было и думать о мировом признании, хотя родиной модерна была Англия, именно французская земля, блистательный Париж и скромный Нанси, стали основным его центром. Если французы не признали что-то за произведение декоративного искусства, за шедевр модерна, значит оно таковым и не являлось…
Для Тиффани здесь определенную роль сыграл фактор везения. Вскоре после упоминавшейся выставки к его работам проявил интерес один из самых влиятельных европейских меценатов и ценителей искусства модерна — С.Бинг.
Поначалу он заинтересовался витражами Тиффани и предложил ему делать стеклянные картины по рисункам французских импрессионистов, практика оказалась довольно успешной. И уже после этого Бинг смог оценить потенциал знаменитых в будущем цветастых абажуров.
С 1894-1895 гг. Он начинает понемногу продвигать лампы Тиффани на европейском, в том числе — французском рынке. Благодаря ему у Тиффани появляются последователи и поклонники, а в 1900 году, после знаменитой международной выставки в Париже, ставшей самым значимым событием в истории мирового модерна, его лампы наконец-то получили заслуженное признание.
Однако, после смерти С.Бинга в 1905 году, продажи шедевров Тиффани в Европе снова пойдут на спад — короткий взлет, мгновение невероятной славы и популярности, после которых следовал такой же быстрый спад и забвение, были типичным спутником творчества практически любого художника модерна (счастливым исключением стал разве что Рене Лалик во время сумевший переключиться с модерна на Арт Деко).
Правда в случае с Тиффани забвение оказалось по настоящему глобальным — хотя его знаменитые лампы производились вплоть до начала 1930-х гг., о них затем настолько хорошо забыли, что в 1980е гг., когда начался новый виток интереса ко всему яркому и необычному, а шедевры модерна вновь стали появляться на выставках и аукционах, искусствоведам пришлось восстанавливать историю возникновения знаменитых ламп практически по кусочкам.
Печальным последствием такого забвения стало то, что многие прекрасные образчики абажуров Тиффани навсегда утратили свое имя, и ни один, даже самый преданный поклонник его творчества не сможет сейчас с точностью сказать, сколько всего таких абажуров было создано.
А ведь каждый из них, хоть и был продуктом серийного производства, собирался в ручную, и из-за специфики материала — хрупкого разноцветного стекла, часто отличался от серийных аналогов благодаря совершенно особенной игре света и цветовых оттенков.
3. Дизайнерские решения.
Третий факт, как по мне — самый интересный: лучшие и наиболее дизайны абажуров Тиффани были созданы вовсе не Л.К. Тиффани.
Нет, справедливости ради стоит отметить, что самые первые дизайны для абажуров были разработаны Л.К. Тиффани лично, а все остальные он согласовывал, выверял и по мере необходимости дорабатывал. Он определял основную тематическую направленность и цветовые решения, но многие идеи и дизайны были не его.
Созданная им Tiffany Studios была огромной компанией, на благо которой трудились десятки дизайнеров и художников. Имена многих из них так и останутся никому неизвестными, но применительно к истории создания знаменитых абажуров одно все-таки сохранилось.
Клара Дрисколл (1861-1944) была менеджером отдела резки стекла для мозаик и витражей, а затем разрабатывала дизайны для абажуров — всего ею было разработано свыше 30 различных моделей знаменитых ламп, в том числе самые успешные и популярные: «Глицинии». «Стрекозы», «Пионы». Именно эти шедевры будут экспонироваться Тиффани на Парижской выставке 1900 года и принесут ему успех и славу на международном уровне.
В частности, до сих пор особо любимой у коллекционеров является форма абажура «Глициния». Созданная в разных цветовых вариантах (в более поздних уже были другие цветы — не глициния, но название все равно сохранялось) из более чем 2000 стеклянных кусочков, она кажется лучшим воплощением изящной природной красоты.
Благодаря роскошным гроздьям цветов, оживающим с помощью магии света, сложным вставкам из полудрагоценных камней, стекла, перламутра и металла, этот дизайн ламп Тиффани получил у искусствоведов во всем мире негласное название «висящие букеты».
Вообще, те цветочные и флористические орнаменты, которые возникают в нашем воображении при упоминании ламп Тиффани, в большинстве своем были созданы именно Кларой Дрисколл.
Сам Л.К. Тиффани изначально создавал простые абажуры, главной отличительной чертой которых была необычная форма — все тот же цветок или раковина моллюска, а вот сами стеклянные узоры у него, как ни странно были относительно простыми — геометрическими.
Согласитесь, приятно осознавать что к созданию уникального и одного из самых прекрасных явлений в мировом декоративном искусстве приложила руку женщина. В ту эпоху практически все сферы человеческой деятельности, в том числе и самые красивые, были исключительной монополией мужской половины человечества.
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что самые прекрасные из своих творений мужчины-художники все-таки создавали для и ради женщин.
Так или иначе, но Клара Дрискол проработала у Тиффани практически 20 лет — вплоть до своего второго замужества в 1909 году (в те годы считалось, что замужняя женщина не должна работать — счастливые были времена). Это же время стало и самым успешным для ламп Тиффани - сколько из них было произведено в эти годы доподлинно неизвестно, но только один из сохранившихся каталогов фирмы за 1906 год предлагал покупателям более 300 моделей.
4. Практичность наше все.
Говоря о моделях и разнообразии дизайнов ламп Тиффани нельзя не упомянуть о таком важном факте как практичность всех, созданных им ламп.
Возможно эта особенность диктовалась чисто американским прагматизмом, возможно — предпринимательскими талантами, унаследованными Тиффани от отца, построившего успешный бизнес в сфере ювелирных украшений (кстати именно эта — отцовская фирма Тиффани и существует до сих пор), однако все, созданные Тиффани предметы декора отличались определенной практичностью.
Применительно к знаменитым лампам это означало следующее.
- Во-первых, редко какая лампа проектировалась Тиффани как единое неделимое цельное произведение. Чаще всего абажуры были съемными и их можно было прикреплять к разным основам, экспериментируя со стилями и дизайном.
- Во-вторых, большинство первых ламп создавалось с возможностью замены керосинового освещения на электрическое, эти экземпляры в частности отличает более широкое основание. А многие из ранних ламп опять-таки легко переделывались под использование электричества за счет все тех же съемных абажуров.
Однако, при всей своей практичности, творения Тиффани как и все производные дизайна эпохи модерна, стоили очень дорого. В основном из-за достаточно сложной, практически ювелирной техники сборки.
Так, первоначально эскиз изделия разбивался на составные элементы по мозаичному принципу, на каждом элементе проставлялся его номер в рисунке и цветовой оттенок.
Затем по картонным трафаретам, созданным на основе рисунка (для серийных моделей такие трафареты часто отливали из латуни), вырезали стеклянные кусочки соответствующего цвета и фактуры. Готовые части по технологии, созданной Тиффани, оборачивались по периметру среза медной проволокой и крепились на деревянную основу в форме абажура с вырезанным на ней контуром рисунка. Затем их спаивали между собой с внешней и внутренней стороны абажура.
По сути, не смотря на серийность, каждая лампа Тиффани была шедевром ручного труда.
5. Не только цветы и стрекозы.
Последний факт относится скорее к декору и дизайну. Дело в том, что мы привыкли считать «стилем Тиффани» только цветные абажуры, созданные по мотивам цветочных и растительных композиций. А между тем, среди его произведений встречаются и куда более сдержанные, и даже скромные образцы. Но, не смотря на эти свои качества, в общем и целом они не противоречат общей концепции, и вот почему.
Природная тематика доминировала в творчестве Тиффани, как и вообще во всех шедеврах эпохи модерна. Его любовь к природе, восхищение ее красотой была всеобъемлющей и неизменной на протяжении всей его жизни.
«Мы все работаем над достижением одного и того же идеала - красоты. Та же самая красота - это то, что природа одарила нас высшим даром - все, что мы можем увидеть и использовать».
В его творчестве, в том числе в знаменитых абажурах отражены практически все известные формы цветов и растений, все доступные цвета и оттенки: в качестве «моделей» для лам использовались гроздья глицинии, герань, магнолия, маки, пионы, нарциссы, водные лилии, розы…
Но вместе с тем,Тиффани, как талантливый художник, прекрасно понимал, что природа, это не всегда яркие краски и вычурные орнаменты, подчас ее очарование проявляется в совершенно простых формах, таких как скромный и изящный бутон колокольчика, лаконичный рисунок черепахового панциря или строгая симметричность рыбьей чешуи…
А потому его творчество никогда не было банальным копированием естественных природных форм — скорее способом передать то вдохновение, то эмоциональное и чувственное восприятие ее красоты, которые испытывает практически каждый человек.
Не случайно поэтому среди многочисленных ламп, светильников, люстр и торшеров, созданных Тиффани, мы часто встречаем на первый взгляд довольно обычные изделия, лишенные буйства красок и сложной эстетики роскошных цветов, при этом в них так же неуловимо ощущается сказочная магия Тиффани, магия света и стекла...Вот только главное качество красоты — ее многогранность, они иллюстрируют подчас намного лучше своих знаменитых собратьев….
О 5 самых необычных и красивых лампах Тиффани можно прочитать здесь.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Еще больше интересных фактов о красоте витражей и стекла можно узнать в этих статьях:
Магия Тиффани. Часть 1: новые формы стеклянной красоты;
Стеклянное волшебство Даум: 140 лет в мире хрупкой красоты;
Сент-Шапель: мир средневековой красоты в миниатюре;
французский модерн школы Нанси;