Найти тему
В поисках красоты

🌺 Магия Тиффани. Часть III: 5 интересных фактов о знаменитых лампах.

Оглавление

(Предыдущие части статьи о Л.К. Тиффани:

Часть 1 - «Новые формы стеклянной красоты»;

Часть 2 - «20 шедевров стеклянной живописи»)

Л.К. Тиффани (1848 — 1933) по праву считается ключевой фигурой в истории американского модерна. Талантливый художник, он смог всего за несколько лет вывести американское декоративное искусство на мировую сцену и поставить его в один ряд с шедеврами европейских мастеров. И все благодаря особой магии — магии стекла и света…

Хотя Тиффани, подобно всем выдающимся представителям модерна, интересовался в первую очередь стеклянным декором — созданием живописных витражей, вычурных ваз и более мелких элементов дизайна, его имя в общественном сознании прочно ассоциируется в первую очередь с красочными мозаичными абажурами.

Знаменитые лампы Тиффани действительно стали совершенно новым явлением в истории мирового декоративного искусства, примечательным и в какой-то степени уникальным даже по меркам такого вычурного стиля как модерн.

Абажур, Tiffany Studios, 1900г.
Абажур, Tiffany Studios, 1900г.

Именно благодаря им имя американского художника стало широко известно за пределами его родного континента и смогло стать нарицательным для всего американского модерна в целом, получившего здесь лаконичное наименование «стиль Тиффани».

Что из себя представлял этот стиль мы уже достаточно подробно изучили в предыдущих статьях: новые виды стекла, новая техника создания витражей, красочное воплощение природных форм и сюжетов и конечно, особая любовь к свету и страсть к стеклу.

Лампа "Водные лилии", Tiffany Studios, 1903г.
Лампа "Водные лилии", Tiffany Studios, 1903г.

Казалось бы, что в данном ключе появления абажуров для ламп было вполне логичным продолжением — что еще может лучше соединить в себе стекло и свет? Но на самом деле логика художников работает несколько в ином формате, вот и знаменитые абажуры Тиффани по факту были лишь случайным, побочным продуктом в его невероятно прекрасном стеклянном мире

Об этом и других малоизвестных фактах в истории знаменитых ламп Тиффани и пойдет речь в этой статье.

1. Появление.

Итак, факт первый: как уже говорилось, лампы на производстве фирмы Тиффани появились случайно. Дело в том, что основным увлечением Л.К. Тиффани были витражи — живописные полотна, застывшие в стеклянном блеске оконной рамы и оживающие подобно сказочным сюжетам под действием естественного света.

Люстра "Кленовый лист", Tiffany Studios, 1910г.
Люстра "Кленовый лист", Tiffany Studios, 1910г.

Тиффани, как талантливый художник, всегда стремился найти лучшие возможности для реализации красоты в ее изначальной, природной форме. Традиционная живопись, с которой началось его увлечение миром искусства, существенно ограничивала возможности по реализации творческих замыслов.

В частности, ни одна из картин не могла, по мысли Тиффани, передать подлинную красоту света, изменчивость и непостоянство природных красок. А вот стекло справлялось с этим значительно лучше. Увлекшись искусством изготовления витражей Тиффани всерьез стремился доказать, что ни одна из картин не сможет передать всю полноту природных оттенков, всю игру света и тени, всю природную магию так полно, как его витражи.

Стеклянные панно создавались им для каждого заказчика исключительно по уникальным эскизам. Для создания сложного цветового узора, мозаики, количество элементов которой в некоторых витражах Тиффани доходило до нескольких тысяч, использовались массы разноцветных стеклянных заготовок.

После того как из них вырезали необходимые элементы рисунка, оставались многочисленные разноцветные обрезки — направлять их на переработку или просто в утиль было мероприятием затратным и непрактичным с точки зрения американской капиталистической этики.

Поскольку новая технология, разработанная Тиффани для изготовления витражей, на основе медной проволоки, позволяла скреплять в единое стеклянное полотно сколь угодно мелкие детали, и придавать готовому изделию сколь угодно изогнутую форму, Тиффани решил использовать ее для обработки остающихся обрезков с целью изготовления более мелких элементов декора.

Первые абажуры, созданные подобным способом, были представлены Тиффани на Чикагской выставке 1893г. И были очень восторженно приняты публикой, американской — из европейских искусствоведов интерес проявили только представители Германии и Австрии, французы и англичане всегда несколько высокомерно относились к американскому декоративному искусству.

Но на первом этапе и такого, несколько ограниченного круга потенциальных покупателей, было вполне достаточно, а потому уже в 1895 году началось первое серийное производство абажуров Тиффани.

2. Сложный путь в Европу.

Вторым необычным фактом в истории ламп Тиффани был путь их проникновения на мировой, и прежде всего — европейский рынок. Сейчас нам кажется неоспоримой их ценность и популярность, но так было не всегда — чопорные европейцы не очень радушно отнеслись к новомодному изобретению американского выскочки.

Первым европейцем, кто искренне заинтересовался лампами Тиффани, был Юлиус Лессинг — директор государственного музея Берлина. Именно он купил несколько ламп Тиффани на выставке в Чикаго в 1893 году и привез их на европейский континент — так в Европе появилась первая музейная коллекция Тиффани.

А дальше наступил застой: в Америке красочные абажуры расходились на ура — в них видели символ нового американского искусства, американского модерна. Подобные шедевры были очень лестными для национального самосознания — наконец-то американский художник смог создать что-то по-настоящему уникальное, хоть где-то превзойти Европу. Но вот сама Европа с такой позицией была в корне не согласна — там лампы Тиффани, кроме немцев, других поклонников не снискали.

Конечно, уже сам факт изначальной заинтересованности в ярких стеклянных, цветастых абажурах именно австрийцев и немцев, кажется как минимум странным — модерн в их странах имел куда более лаконичные и сдержанные краски и формы. Но еще более странным кажется холодность и равнодушие, с которым к подобной красоте отнеслись французы, в общем-то очень лояльно воспринимающее все изящное, яркое и уникальное.

Без Франции нечего было и думать о мировом признании, хотя родиной модерна была Англия, именно французская земля, блистательный Париж и скромный Нанси, стали основным его центром. Если французы не признали что-то за произведение декоративного искусства, за шедевр модерна, значит оно таковым и не являлось…

Для Тиффани здесь определенную роль сыграл фактор везения. Вскоре после упоминавшейся выставки к его работам проявил интерес один из самых влиятельных европейских меценатов и ценителей искусства модерна — С.Бинг.

Поначалу он заинтересовался витражами Тиффани и предложил ему делать стеклянные картины по рисункам французских импрессионистов, практика оказалась довольно успешной. И уже после этого Бинг смог оценить потенциал знаменитых в будущем цветастых абажуров.

С 1894-1895 гг. Он начинает понемногу продвигать лампы Тиффани на европейском, в том числе — французском рынке. Благодаря ему у Тиффани появляются последователи и поклонники, а в 1900 году, после знаменитой международной выставки в Париже, ставшей самым значимым событием в истории мирового модерна, его лампы наконец-то получили заслуженное признание.

Однако, после смерти С.Бинга в 1905 году, продажи шедевров Тиффани в Европе снова пойдут на спад — короткий взлет, мгновение невероятной славы и популярности, после которых следовал такой же быстрый спад и забвение, были типичным спутником творчества практически любого художника модерна (счастливым исключением стал разве что Рене Лалик во время сумевший переключиться с модерна на Арт Деко).

Правда в случае с Тиффани забвение оказалось по настоящему глобальным — хотя его знаменитые лампы производились вплоть до начала 1930-х гг., о них затем настолько хорошо забыли, что в 1980е гг., когда начался новый виток интереса ко всему яркому и необычному, а шедевры модерна вновь стали появляться на выставках и аукционах, искусствоведам пришлось восстанавливать историю возникновения знаменитых ламп практически по кусочкам.

Печальным последствием такого забвения стало то, что многие прекрасные образчики абажуров Тиффани навсегда утратили свое имя, и ни один, даже самый преданный поклонник его творчества не сможет сейчас с точностью сказать, сколько всего таких абажуров было создано.

А ведь каждый из них, хоть и был продуктом серийного производства, собирался в ручную, и из-за специфики материала — хрупкого разноцветного стекла, часто отличался от серийных аналогов благодаря совершенно особенной игре света и цветовых оттенков.

3. Дизайнерские решения.

Третий факт, как по мне — самый интересный: лучшие и наиболее дизайны абажуров Тиффани были созданы вовсе не Л.К. Тиффани.

Нет, справедливости ради стоит отметить, что самые первые дизайны для абажуров были разработаны Л.К. Тиффани лично, а все остальные он согласовывал, выверял и по мере необходимости дорабатывал. Он определял основную тематическую направленность и цветовые решения, но многие идеи и дизайны были не его.

Созданная им Tiffany Studios была огромной компанией, на благо которой трудились десятки дизайнеров и художников. Имена многих из них так и останутся никому неизвестными, но применительно к истории создания знаменитых абажуров одно все-таки сохранилось.

Клара Дрисколл (1861-1944) была менеджером отдела резки стекла для мозаик и витражей, а затем разрабатывала дизайны для абажуров — всего ею было разработано свыше 30 различных моделей знаменитых ламп, в том числе самые успешные и популярные: «Глицинии». «Стрекозы», «Пионы». Именно эти шедевры будут экспонироваться Тиффани на Парижской выставке 1900 года и принесут ему успех и славу на международном уровне.

В частности, до сих пор особо любимой у коллекционеров является форма абажура «Глициния». Созданная в разных цветовых вариантах (в более поздних уже были другие цветы — не глициния, но название все равно сохранялось) из более чем 2000 стеклянных кусочков, она кажется лучшим воплощением изящной природной красоты.

Благодаря роскошным гроздьям цветов, оживающим с помощью магии света, сложным вставкам из полудрагоценных камней, стекла, перламутра и металла, этот дизайн ламп Тиффани получил у искусствоведов во всем мире негласное название «висящие букеты».

Вообще, те цветочные и флористические орнаменты, которые возникают в нашем воображении при упоминании ламп Тиффани, в большинстве своем были созданы именно Кларой Дрисколл.

Сам Л.К. Тиффани изначально создавал простые абажуры, главной отличительной чертой которых была необычная форма — все тот же цветок или раковина моллюска, а вот сами стеклянные узоры у него, как ни странно были относительно простыми — геометрическими.

Лампа "Роза" , Tiffany Studios, 1910г.
Лампа "Роза" , Tiffany Studios, 1910г.
Согласитесь, приятно осознавать что к созданию уникального и одного из самых прекрасных явлений в мировом декоративном искусстве приложила руку женщина. В ту эпоху практически все сферы человеческой деятельности, в том числе и самые красивые, были исключительной монополией мужской половины человечества.
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что самые прекрасные из своих творений мужчины-художники все-таки создавали для и ради женщин.

Так или иначе, но Клара Дрискол проработала у Тиффани практически 20 лет — вплоть до своего второго замужества в 1909 году (в те годы считалось, что замужняя женщина не должна работать — счастливые были времена). Это же время стало и самым успешным для ламп Тиффани - сколько из них было произведено в эти годы доподлинно неизвестно, но только один из сохранившихся каталогов фирмы за 1906 год предлагал покупателям более 300 моделей.

Лампа из венецианского стекла , Tiffany Studios, 1910г.
Лампа из венецианского стекла , Tiffany Studios, 1910г.

4. Практичность наше все.

Говоря о моделях и разнообразии дизайнов ламп Тиффани нельзя не упомянуть о таком важном факте как практичность всех, созданных им ламп.

Возможно эта особенность диктовалась чисто американским прагматизмом, возможно — предпринимательскими талантами, унаследованными Тиффани от отца, построившего успешный бизнес в сфере ювелирных украшений (кстати именно эта — отцовская фирма Тиффани и существует до сих пор), однако все, созданные Тиффани предметы декора отличались определенной практичностью.

Применительно к знаменитым лампам это означало следующее.

  • Во-первых, редко какая лампа проектировалась Тиффани как единое неделимое цельное произведение. Чаще всего абажуры были съемными и их можно было прикреплять к разным основам, экспериментируя со стилями и дизайном.
  • Во-вторых, большинство первых ламп создавалось с возможностью замены керосинового освещения на электрическое, эти экземпляры в частности отличает более широкое основание. А многие из ранних ламп опять-таки легко переделывались под использование электричества за счет все тех же съемных абажуров.
Лампа "Паук" , Tiffany Studios, 1910г.
Лампа "Паук" , Tiffany Studios, 1910г.

Однако, при всей своей практичности, творения Тиффани как и все производные дизайна эпохи модерна, стоили очень дорого. В основном из-за достаточно сложной, практически ювелирной техники сборки.

Так, первоначально эскиз изделия разбивался на составные элементы по мозаичному принципу, на каждом элементе проставлялся его номер в рисунке и цветовой оттенок.

Затем по картонным трафаретам, созданным на основе рисунка (для серийных моделей такие трафареты часто отливали из латуни), вырезали стеклянные кусочки соответствующего цвета и фактуры. Готовые части по технологии, созданной Тиффани, оборачивались по периметру среза медной проволокой и крепились на деревянную основу в форме абажура с вырезанным на ней контуром рисунка. Затем их спаивали между собой с внешней и внутренней стороны абажура.

Деревянная основа для создания абажура.
Деревянная основа для создания абажура.

По сути, не смотря на серийность, каждая лампа Тиффани была шедевром ручного труда.

5. Не только цветы и стрекозы.

Последний факт относится скорее к декору и дизайну. Дело в том, что мы привыкли считать «стилем Тиффани» только цветные абажуры, созданные по мотивам цветочных и растительных композиций. А между тем, среди его произведений встречаются и куда более сдержанные, и даже скромные образцы. Но, не смотря на эти свои качества, в общем и целом они не противоречат общей концепции, и вот почему.

Природная тематика доминировала в творчестве Тиффани, как и вообще во всех шедеврах эпохи модерна. Его любовь к природе, восхищение ее красотой была всеобъемлющей и неизменной на протяжении всей его жизни.

«Мы все работаем над достижением одного и того же идеала - красоты. Та же самая красота - это то, что природа одарила нас высшим даром - все, что мы можем увидеть и использовать».

В его творчестве, в том числе в знаменитых абажурах отражены практически все известные формы цветов и растений, все доступные цвета и оттенки: в качестве «моделей» для лам использовались гроздья глицинии, герань, магнолия, маки, пионы, нарциссы, водные лилии, розы…

Лампа "Крокус" , Tiffany Studios,1900г.
Лампа "Крокус" , Tiffany Studios,1900г.

Но вместе с тем,Тиффани, как талантливый художник, прекрасно понимал, что природа, это не всегда яркие краски и вычурные орнаменты, подчас ее очарование проявляется в совершенно простых формах, таких как скромный и изящный бутон колокольчика, лаконичный рисунок черепахового панциря или строгая симметричность рыбьей чешуи…

А потому его творчество никогда не было банальным копированием естественных природных форм — скорее способом передать то вдохновение, то эмоциональное и чувственное восприятие ее красоты, которые испытывает практически каждый человек.

Лампа "Наутилус" , Tiffany Studios, 1910г.
Лампа "Наутилус" , Tiffany Studios, 1910г.

Не случайно поэтому среди многочисленных ламп, светильников, люстр и торшеров, созданных Тиффани, мы часто встречаем на первый взгляд довольно обычные изделия, лишенные буйства красок и сложной эстетики роскошных цветов, при этом в них так же неуловимо ощущается сказочная магия Тиффани, магия света и стекла...Вот только главное качество красоты — ее многогранность, они иллюстрируют подчас намного лучше своих знаменитых собратьев….

О 5 самых необычных и красивых лампах Тиффани можно прочитать здесь.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше интересных фактов о красоте витражей и стекла можно узнать в этих статьях:

Магия Тиффани. Часть 1: новые формы стеклянной красоты;

Стеклянное волшебство Даум: 140 лет в мире хрупкой красоты;

Сент-Шапель: мир средневековой красоты в миниатюре;

французский модерн школы Нанси;

-20