Найти тему

ЕГЭ профиль: с чего начать, если через два года хочется сдать на 80+ (спойлер: с метода интервалов)?

Эта статья посвящена 10-классникам, которые через два года будут сдавать ЕГЭ по математике профильного уровня. Я не говорю о тех учащихся, которые не умеют считать и не знают курса математики за 1-9 кл., это и понятно, такие ребята не будут сдавать ЕГЭ на высокие баллы: вся их предыдущая школьная жизнь показала, что им это не нужно!

А вот крепким "хорошистам" и "отличникам" я рекомендую сентябрь посвятить решению дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Особенно надо уделить внимание таким неравенствам, где в ответе кроме интервалов появляется одиночная точка.

Метод интервалов необходим будет не только для решения различных (в т.ч. логарифмических и показательных) неравенств (№15), но и для нахождения точек максимума/минимума в заданиях №12, и в решении задач №17 на оптимизацию.

В 9 классе вы уже изучали метод интервалов. Напомню, как он выглядит:

  1. Привести дробно-рациональную (или рациональную) функцию к виду f(x)V0 (знак V означает любой знак сравнения: больше, больше или равно, меньше, меньше или равно).
-2

2. Найти нули функции (нулями функции называют те значения переменной, в которой функция равна нулю, либо не существует). Для этого надо числитель функции приравнять нулю, а знаменатель нулю не равен.

-3

3. Отметить на координатной прямой найденные нули (если неравенство строгое, т.е. >0 или <0, то все точки надо выколоть; если неравенство нестрогое, т.е. >=0 или <=0, то то нули из знаменателя выкалываем, а нули из числителя закрашиваем).

-4

4. Проверяем знак функции на каждом интервале (пожалуйста, начинайте с крайнего правого интервала, т.к. данная привычка нам пригодится!). Чтобы проверить знак, надо с каждого интервала взять точку, принадлежащую данному интервалу и подставить в функцию, после чего вычисляем значение функции в данной точке и определяем знак: если >0, то ставим "+", если <0, то "-".

-5

5. Теперь выполняем штриховку на оси согласно знаку сравнения функции. Не забывайте "выпускать фонтан" из одиночно стоящей закрашенной точки, если неравенство нестрогое! Вообще, в случае нестрого неравенства штриховку надо выполнять в два этапа: сначала те точки, в которых значение функции равно (т.е. закрашенные точки), а потом, где значение функции строго больше или меньше 0 (согласно знаку функции).

-6

6. Записываем ответ.

-7

Тренируемся! Это задания №15! Да-да! Мы легко начали именно с него!

В следующей статье я расскажу о "фишках", т.е. лайфхаках, которые ускорят решение неравенств методом интервалов! Читайте, подписывайтесь, делитесь моими статьями в соцсетях! Задавайте вопросы!