Найти тему
Марина Вальцифер

Болгария и её сокровища. Панагюрский клад

"Образование- это то, что остаётся, когда забыто всё выученное в школе". Эту цитату приписывают массе знаменитостей- от Альберта Энштейна до нобелевского лауреата Макса фон Лауэ.

Где-то так оно и есть.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что у подавляющего большинства людей старшего поколения познания об истории Древнего мира сводятся к учебнику для 5 класса. Вот этому, на обложке которого были изображены ворота Пальмиры:

-2

Вот и у меня, например, из этого учебника в памяти прочно осталось главным образом описание краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз. Уж очень они мне понравились.

-3

Наряду с убеждением, что такие вазы- немыслимая редкость, сохранившаяся в мире сугубо в единичных экземплярах.

Когда же я переехала в Болгарию, то обнаружила, что такие вазы имеются в экспозициях любого музея в Причерноморье, причём в хорошей сохранности, большом разнообразии и изрядном количестве. Даже в маленьком городке Сунгурларе, центре нашей сельской общины, в музее есть такие вазы. Они были найдены при раскопках фракийской могилы недалеко от соседнего с нами села Прилеп.

Впрочем, это мне показалось вполне естественным- и Греция рядом, и греческие колонии в Причерноморье в античные времена наличествовали на территории нынешней Болгарии. Аполлония- нынешний Созополь, Месамбрия- Несебър, Одесс- Варна...

А вот о кладе из Панагюриште раньше я даже никогда не слышала.

И как-то попадаю в Шуменский исторический музей- а там выставка .

9 предметов тончайшей ювелирной работы, выполненные из чистого золота, общим весом 6 кг 164 гр. Блюдо, амфора и семь кубков для вина ( так называемых ритонов). Эта ослепительная красота датируется концом 4 века- началом 3 века до нашей эры.

Блюдо.
Блюдо.

Блюдо, кстати, интересно ещё и тем, что изображённые на нём в качестве орнамента лица имеют явно африканские черты.

У амфоры ручки в виде кентавров:

Амфора-ритон.
Амфора-ритон.

А вот и кубки:

-6

-7

-8

Клад этот был найден в 1949 году совершенно случайно. В двух километрах от небольшого городка Панагюриште ( по- болгарски пишется как "Панагюрище") три брата по фамилии Дейковы копали глину для производства кирпичей и наткнулись на металлические предметы. Сначала решили, что это цыгане закопали какую-то медную утварь, но, очистив предметы от грязи, поняли, что имеют дело с древними артефактами. Показали свои находки профессионалу- археологу, который как раз работал в местной библиотеке, и уже на следующий день клад отправился на хранение в банковский сейф.

Находка действительно оказалась сенсационной. Рим, Париж, Лондон, Монреаль, Будапешт, Варшава...Везде, где выставлялись эти сокровища, они производили ошеломляющее впечатление.

Побывало панагюрское сокровище и в ленинградском Эрмитаже.

Перед миром предстало фракийское прошлое Болгарии, до этого мало кому известное.

Сейчас клад из Панагюриште хранится в Софии, а выставляются его точные копии, причём довольно часто. Конечно, и в Шумене я видела копию. Впрочем, при современных технологиях внешнее впечатление от копий не уступает оригиналу.

Ещё одну копию клада из Панагюриште видела в Историческом парке под Варной. Пишут, что копий сделано несколько- в том числе и для городского музея Панагюриште.

Кстати, на клад пытались притязать наследники братьев Дейковых. Однако в 2013 году Верховный административный суд Болгарии в иске им отказал, мотивировав это тем, что братья Дейковы получили от государства вознаграждение за свою находку, никаких претензий впоследствии не предъявляли и это расценивается как выкуп сокровища государством .

А вот кому изначально принадлежали эти предметы, как они попали в Панагюриште и почему были закопаны- конечно же, не известно. Тут только предположения.

Хотя с предназначением предметов как раз всё ясно. Так что вряд ли когда информация об этом уникальном кладе попадёт в российские учебники по истории Древнего мира.

Судя по всему, из этих кубков две с лишним тысячи лет назад вина было попито немало.

Неудобно будет об этом детям рассказывать.