Многие люди, летая на самолете, задаются вопросом, почему конец крыла загнут вверх? Кто-то думает, что это для красоты, чтобы придать самолету "крутой" вид, для борьбы со злыми духами и т.д.,но это не так.
Этот загнутый конец называется "законцовка крыла" или "винглет" (winglet - крылышко) и предназначен для борьбы с индуктивным сопротивлением.
Что это такое? Крыло самолёта устроено таким образом, что давление воздуха над крылом меньше давления под крылом, из-за чего образуется подъемная сила. Но на конце крыла ситуация меняется. Воздух под крылом перетекает через конец крыла на верхнюю часть и образует в конце крыла завихрение. На это соответственно тратится и энергия. Это и приводит к появлению силы индуктивного сопротивления. Также при перетекании воздуха концевая часть крыла создает меньше подъемной силы, что приводит к ухудшению аэродинамического качества крыла.
Владельцы компаний просили производителей увеличить топливную эффективность, так как всем хотелось срубить больше денег.
На помощь в борьбе с индуктивным сопротивлением в 70-х годах пришли аэродинамические законцовки крыла. Они помогают уменьшить вихреобразование в конце крыла. После долгих экспериментов, в 1985 году законцовки впервые устанавливают на гражданском самолëте Boeing 747-400. Позже они появились на многих других самолетах (Airbus A320, Boeing 737NG, Ту-204, Ил-96 и др.).
Самые распространенные законцовки - это загнутые вверх, гребневые, а также такой вид борьбы с индуктивным сопротивлением как удлинение крыла.
Гребневые законцовки - это скорее горизонтальные концы крыла, имеющие бóльший угол стреловидности, чем само крыло. Такие законцовки установлены на таких самолетах, как Boeing 787-dreamliner, Airbus A350XWB, Boeing-777 и других. Где-то с их помощью экономят до 5% топлива, а это много.
Гребневые законцовки считаются эффективнее для дальнемагистральных самолетов.
Как удлинение крыла влияет на индуктивное сопротивление? Удлинение крыла - это отношение квадрата размаха крыла к его площади (это запоминать не нужно, мы не на физике). Этот способ применяется в таких самолетах, как МС-21, Boeing 787 (на нем, кстати, используются и гребневые законцовки одновременно) и другие.
Ну, если вы не поняли, зачем нужны законцовки, то можете думать, что это для борьбы со злыми духами (а лучше перечитайте статью).
А на каких самолетах вы видели законцовки?