Найти тему
FRAERO

Почему конец крыла самолёта загнут?

Законцовка крыла на Airbus A350
Законцовка крыла на Airbus A350

Многие люди, летая на самолете, задаются вопросом, почему конец крыла загнут вверх? Кто-то думает, что это для красоты, чтобы придать самолету "крутой" вид, для борьбы со злыми духами и т.д.,но это не так.

Этот загнутый конец называется "законцовка крыла" или "винглет" (winglet - крылышко) и предназначен для борьбы с индуктивным сопротивлением.

Что это такое? Крыло самолёта устроено таким образом, что давление воздуха над крылом меньше давления под крылом, из-за чего образуется подъемная сила. Но на конце крыла ситуация меняется. Воздух под крылом перетекает через конец крыла на верхнюю часть и образует в конце крыла завихрение. На это соответственно тратится и энергия. Это и приводит к появлению силы индуктивного сопротивления. Также при перетекании воздуха концевая часть крыла создает меньше подъемной силы, что приводит к ухудшению аэродинамического качества крыла.

Образование вихрей
Образование вихрей

Владельцы компаний просили производителей увеличить топливную эффективность, так как всем хотелось срубить больше денег.

На помощь в борьбе с индуктивным сопротивлением в 70-х годах пришли аэродинамические законцовки крыла. Они помогают уменьшить вихреобразование в конце крыла. После долгих экспериментов, в 1985 году законцовки впервые устанавливают на гражданском самолëте Boeing 747-400. Позже они появились на многих других самолетах (Airbus A320, Boeing 737NG, Ту-204, Ил-96 и др.).

Винглет на Boeing 747-400
Винглет на Boeing 747-400

Самые распространенные законцовки - это загнутые вверх, гребневые, а также такой вид борьбы с индуктивным сопротивлением как удлинение крыла.

Гребневые законцовки - это скорее горизонтальные концы крыла, имеющие бóльший угол стреловидности, чем само крыло. Такие законцовки установлены на таких самолетах, как Boeing 787-dreamliner, Airbus A350XWB, Boeing-777 и других. Где-то с их помощью экономят до 5% топлива, а это много.

Гребневые законцовки считаются эффективнее для дальнемагистральных самолетов.

Гребневые законцовки на Boeing 787-dreamliner
Гребневые законцовки на Boeing 787-dreamliner

Как удлинение крыла влияет на индуктивное сопротивление? Удлинение крыла - это отношение квадрата размаха крыла к его площади (это запоминать не нужно, мы не на физике). Этот способ применяется в таких самолетах, как МС-21, Boeing 787 (на нем, кстати, используются и гребневые законцовки одновременно) и другие.

Ну, если вы не поняли, зачем нужны законцовки, то можете думать, что это для борьбы со злыми духами (а лучше перечитайте статью).

А на каких самолетах вы видели законцовки?

Boeing 737-800 Аэрофлот
Boeing 737-800 Аэрофлот