Сегодня хочу написать пожалуй об одной из самых серьёзных, вечно-актуальных проблем. Статья будет настолько же большая, насколько и важная для каждого из нас, желаю хорошего получения размышлений и решений.
Обычно в своих статьях я рассказываю о том, как устроено то, или иное в нашем мире, как обдумывать, решать те или иные вопросы, ситуации нашей жизни. Но на этот раз затрону тех, кто собственно образует часть этих самых ситуаций, проблем, обозначу ошибки этих людей, их зарождение, последствия, замечаемые мной на протяжении многих лет, и приведу способы их решения. Но для начала мне придётся погрузить читателя в непростой и тяжёлый мир этой ситуации, вдруг, он не сталкивался с подобными вещами, и эта статья послужит ему просто как памятка о действиях.
И, безусловно, далеко не все люди несут эти проблемы, более того, сами те, кто создаёт их, имеют, помимо этого, массу достоинств в разбираемых ниже направлениях воспитания, обучения, образования людей. Ну..
Представим себе человека, идущего с бутылём по дороге грустным (для него) осенним днём, и вроде не похожего на Юрия Шевчука с магнитофоном из клипа "Что такое осень", а мрачного, в душе глубоко отчаявшегося, и не на секунду, а на большую часть жизни человека, от желаний и целей которого, судя по его виду, осталось совершенно ничего. Многие из нас, увидев его, идущего как то нелепо, бормочащего под нос не самые приятные выражения, прежде всего указывают пальцем и словом на самого этого человека, обвиняя его в совершаемых действиях, в его такой вот жизни. Но как говорится в физике: "энергия не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда (ну вроде как то так там говорится)", - так и этот прохожий был когда то рождён, воспитан, но подавлен своими родителями, обществом ну и в целом событиями его жизни, живущими большим комом в нём, потерявшем силы надежды бороться в лучшую жизнь, теперь, уже окончательно затмевая его, когда то бушевавшие мечты и интересы.
Мрачновато? Такой человек живёт в каждом втором, кого я лично знаю из своего окружения ( и нет, это не клуб анонимных музыкантов, которые разочаровались в своём отделении (вокальном народном и тп) и хотят перейти в другое, и не клуб вечерних анонимных мужичков на трубах в подворотнях нашего села). О решении таких проблем я уже не раз рассказывал, а вот почему так происходит, как же родители, учителя, даже намеренно дарящие помощь людям, приводят их этой самой помощью к такой жизни или в целом затлевшейся душе, тяжелому внутреннему состоянию, сегодня разберём.
Дело в том, что проблема навязывания стереотипов, мнений и поступков не прерывается почти никогда в роду поколения и в целом в обществе. В итоге, часть из наших родителей, учителей сами серьёзно пострадали от подобного воспитания, и в правду пытаются чтобы их детям стало лучше. Вот только пострадали настолько, что ослепли, стали частью самой проблемы, я бы сказал болезни их жизни, при этом перекладывая, внушая все свои "больные" правила своим же детям. Болезнь.. Как сумасшедший не замечает своей ненормальности, так и эти люди не обращают внимания на совершаемые ими ошибки при навязывании мнений, правил, действий. В общем то, проблема зарождается в внутренней не самостоятельности, зависимости от прошлых наставлений, и передаче их будущим поколениям. Чтобы избежать подобного продолжение рода этой проблемы, нужно для начала:
1. Осознать, насколько быть родителем огромная ответственность. Ведь в данном случае страшно то, что дети не способны, в силу своего возраста, сопротивляться моральному, психологическому давлению, и впитывают, поглощают сказанное, особенно если это слова родителей. Немалая часть родителей даже считает, что ребёнок не слушается, не слушает их, и давят ещё сильнее, хотя на деле они просто уничтожают страдающую и сопротивляющуюся личность человека на ранних этапах её зарождения. Увидев, осознав эту ответственность, важно не создавать, не заводить семью, пока человек сам не создал себя: не зависящего от прошлых воспитаний и навязанных мнений, научившегося выбирать и делать то, что действительно нравится и важно именно для самого себя, а не его родителей, учителей, избавившегося от своих травм детства. Не ну между делом, правда смех и плач, но так эти родители навязывая (прямо таки привязывая) своим детям свои же ценности желают при этом их же самостоятельности, ещё и сами при этом морально, а порой и материально зависят от своих родителей, или от общественных уставов. Ребёнок прежде всего воспринимает пример, поступок, а не слова.
2. Если уже есть семья, и пришло осознание выше прочитанного, то крайне важно перестать пытаться достигнуть свои не реализованные цели через своих детей. Если построить плохой, дырявый корабль, и погрузить на него своих детей, - корабль не поплывёт лучше, а скорее утонет (спасибо школьной физике). Более того, ваши проблемы, ваши неудачи - всегда останутся лишь вашими, и решить их можете только вы сами. Более того, у вашего ребёнка в общем то другая личность, а значит иная цель, он живёт уже немного в другое время, имеет другие, свои способности, таланты, стремления. И если он будет работать на достижение вашей цели в своей жизни, вам вряд-ли будет приятно за его не сбывшиеся личные стремления.
Но до чего же жестокие и ослепшие порой бывают люди, я лично знаю не мало таких родителей, которые рады, когда их дети страдают, но на любимой этими родителями работе. Поэтому скажу многозначаще, - берите, и сами идите на эту работу, и радуйтесь, живите счастливо, (всё, скатился публицистический тип статьи в какой-то откровенно - разговорный характер, ну видно никак тут без эмоционального оттенка) то есть, реализуйте свои цели как свои, не перекладывая ответственность за свои проблемы на детей.
3. Не менее острая проблема, - принуждение детей к ответственности и долгу. В любом случае, родители создают ребёнка по своему усмотрению, решению, но суровая доля таковых делает это по каким то навязанным, просто вызубренным или порой невнимательным действиям (ну темы вроде материнского капитала совсем зашквар, во внимание не берём). В результате жизнь с детьми идёт совсем не в благо, радость и удовольствие, а в страдания и боль от ряда обязанностей и хлопот. И потом, когда ребёнок становится в силах выполнять ряд обязанностей за родителей, а будучи взрослым и материально обеспеченным и прокармливать их, часть из них напросто устраивает откровенный шантаж над своими детьми. "Мы тебя родили, вырастили, 100 и 1 ночь не спали, порой даже не буха.. (ну ладно, это уже крайность, - ещё бы не бухали из-за какого то там наличия детей) а ты вот уехал и живёшь там себе, забыв про нас". Свободный внутренне человек, как и действующий по пунктам 1 и 2 этой статьи, никогда не скажет такого своим детям, а вот получить от своих родителей подобных высказываний не застрахован. Чувство совести и доброты у любого порядочного человека здесь могут взять вверх над размышлением, и заставить тратить свою молодость и силы, которых и так почти нет, на прикармливания своих, так и не ставших самостоятельными, родителей. (Важно отличать настоящий эгоизм человека, жестокость по отношению к родителям, при наличии достаточно хорошей и успешной собственной жизни, времени и возможности помогать, от реально плохо сложившихся или пока не сложившихся обстоятельств без сил и средств, которых бы хватало именно на жить, а не выживать, ещё и обеспечивая это своим, не выросшим предкам)
Лень... Отдых.. Работа.. Труд... Столь знакомые бытовые слова, значения которых перепутаны, искажены, испорчены.
4. Насколько просто назвать человека ленивым, назвать себя ленивым ( подростковые я тупая, я никчёмный, жизнь гав.. ну всё сюда же, между делом отнесу), чем подумать, забить на общественные, учительские и родительские мнения и начать пробовать, искать себя в иных занятиях, в другой деятельности. Да, искать рискованно, и чем позже это начинаешь делать, тем сложнее, но лучше так, чем подобно гробу жить и лежать на диване, ненавидя 5 рабочих дней и проживая, как многие из таких, от бутылки до бутылки, от тусовки до тусовки, от выходных к выходным. Лень, тупость, хреновая жизнь - не повод для расстройства и безделья, а причина для восхищения продуманными механизмами оповещения твоего собственного организма, его чувств о том, что ты делаешь что-то не так, не то, что тебе нужно.
5. Любить своё дело, наслаждаться им и жить в удовольствие - не означает ничего не делать. Некоторые люди просто не понимают, как это вообще, трудится и одновременно этим наслаждаться, и считают это прямо противоположными понятиями, хотя любое наше действие всегда является каким-либо преодолением, испытывает сопротивление. (ох физика-физика, надеюсь кабинет в нашей школе этого предмета когда нибудь отремонтируют) Преодолевать, прилагать усилия, обычно означает у многих страдать, пахать. Но далеко не каждый задумывается о том, что можно получать положительные, позитивные чувства, ощущения от своих стараний, если достигаешь целей, занимаясь любимым делом. У полноценной и внутренне счастливой личности порой даже отпадают понятия работы и отдыха. Такой человек меняет род деятельности, а не говорит, - вот тут я отдыхаю, здесь я работаю.
6. Винить других в своих неудачах - тоже плохая затея, которую, однако, часто путают с поиском причин своих неудач для решения сложившихся проблем. Одно дело - увидеть причины своего тяжёлого положения и исправлять его, другое - обвинить других, перекладывая на них всю ответственность за свою жизнь, перестав узнавать и видеть корень проблемы, соответственно ничего не делая для исправления сложившейся ситуации.
7. Немного о школах и учителях. ( сейчас уже сугубо личные мнения и мысли) Учителя набивают детей своими личными мнениями в роли вторых родителей, что порой замечательно, но к сожалению чаще плачевно оборачивается. Мало для кого секретно, что наша образовательная система бьёт большущим набором информации, в наше время совсем плохо отредактированной и упорядоченной информации знаний, которые не вспомнят почти никто через пару лет (даже месяцев) после её получения. При этом, как я всегда наблюдал, всем сильно недостаёт предметов, (важность которых могли бы быть на уровень той же математики, русского, физики), обучающих умению общаться, найти себя в жизни, и разобраться в целом в происходящем вокруг. Да, не раз слышал высказывания о том, что школа и её общество само по себе этому учит. Но если мы, ничего не показывая, не объясняя, посадим человека например в самолёт, как он будет летать? Вряд-ли успешно...
8. Надёжная профессия не та, где регулярно платят и нет риска (жизнь вообще противоположна надёжности. Жизнь ищет в первую очередь преобразований и изменений, а не однотонного сохранного существования и отдыха, которые отлично себя проявляют в гробу и всем станут когда нибудь доступны) а та, которая приносит удовлетворение своей выбранной жизненной дорогой. От регулярного заработка, приносящего негатив, а значит нервозность и следовательно вред здоровью, вся польза и выходящие заработанные продукты будут уходить на вылечивание как физиологических, так и психологических травм, лекарствами как медицинскими, так и не совсем уже медицинскими).
Ну и в конце, повторюсь, только став лично самостоятельным внутренне и внешне, решившись по собственному желанию и решению, и продолжая сохранять эти качества, человек сможет в будущем подарить настоящую, самостоятельную, прекрасную жизнь другому человеку
Картина - Дорога неизвестности...