Через 53 года после премьерного показа в Каннах фильма "Мужчина и женщина", 18 мая 2019 года на том же Каннском кинофестивале вне конкурса был показан новый фильм Клода Лелуша "Лучшие годы жизни". Этот фильм является третьей частью трилогии, начатой в 1966 году фильмом "Мужчина и женщина", который был продолжен в 1986 г. фильмом "Мужчина и женщина. 20 лет спустя". И вот третья часть, снятая с теми же исполнителями главных ролей Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяном.
Наверное, это единственный случай в мировом кинематографе, когда на протяжении более чем 50 лет один и тот же режиссер с одними и теми же актерами снимает последовательно несколько фильмов о жизни одних и тех же героев. Никак не мог расстаться режиссер ни со своими любимыми героями, ни со своими любимыми актерами из своего самого знаменитого фильма.
Как всегда, толчком к съемкам этого фильма для Лелуша послужили реальные жизненные обстоятельства. Анни Жирардо, с которой режиссера связывала многолетняя дружба, а в свое время и самые близкие любовные отношения, в конце своей жизни заболела болезнью Альцгеймера. Единственным человеком, кого она иногда узнавала, был Клод Лелуш. И режиссер задался вопросом, что же происходит, когда человек теряет свои воспоминания, что же ему остается в жизни, и что это за жизнь.
Свои эмоции, которые у него возникали при общении с больной Анни Жирардо, когда она могла радоваться его приходу, а через несколько минут спросить, кто он и что здесь делает, Лелуш и выразил в фильме "Лучшие годы жизни".
Этот фильм является сорок девятым по счету, что снял за свою жизнь Клод Лелуш. Будем надеяться, что это не последняя картина 83-х летнего режиссера. Работа над пятидесятым фильмом была приостановлена в 2020 году из-за пандемии коронавируса.
В новом фильме Лелуш вновь преподносит зрителям сюрприз. Если в "Мужчина и женщина. 20 лет спустя" зритель в начале фильма узнает, что никакого хэппи-энда в первом фильме нет, что Анна Готье и Жан-Луи Дюрок расстались сразу же после встречи на вокзале в финальных кадрах "Мужчины и женщины", то в "Лучших годах жизни" нет никакой сюжетной связи со вторым фильмом.
Лелуш просто отбросил все то, что произошло во втором фильме, и вернул героев на исходную позицию, которой заканчивался первый фильм. Третий фильм напрямую продолжает первый, полностью исключая события второго. Второго фильма для Лелуша как бы и не существует.
То есть герои не расстаются в конце первого фильма и не соединяются через двадцать лет во втором. Мы ничего в точности не знаем об их жизни в течение этих 53 лет. Лелуш небольшими штрихами дает предыдущую жизнь героев. Можно понять, что Анна и Жан-Луи некоторое время все-таки жили вместе. Но слишком частые измены Дюрока вынудили Анну уйти от него. Она вышла замуж за продюсера, потом сама стала продюсером. Их небольшая продюсерская фирма снимала арт-хаус и разорилась. Анна теперь живет Бомоне. Держит небольшую лавку. Ее дочь Франсуаза никакая не актриса, а ветеринар, живет в Нормандии, владелица ветеринарной клиники для лошадей в небольшом поместье.
Лелуш вернулся в эстетику "Мужчины и женщины". Больше нет карнавала второстепенных приключенческих и детективных сюжетных линий. Осталась только одна сюжетная линия - взаимоотношения мужчины и женщины. "Лучшие годы жизни - годы, которые еще предстоит прожить". Это выражение Виктора Гюго Лелуш взял в качестве эпиграфа к фильму. Фильм посвящен памяти его друзей - певца Пьера Бару, композитора Франсиса Лея и продюсера Самуэля Хадида.
Начинается фильм в доме для престарелых. Жан-Луи Дюроку уже 88 лет, он страдает болезнью Альцгеймера, и сын Антуан поместил его в это заведение. Врач проводит занятие для больных с целью тренировки памяти, они должны отвечать на ее вопросы, но Жан-Луи молчит. Он погружен в себя, из прошлого в его памяти остались только счастливые мгновения с Анной. Он слышит прекрасную мелодию Франсиса Лея "Un Homme et Une Femme" - "Мужчина и женщина."
Жан-Луи Трентиньяну здесь тоже 88 лет. После трагической гибели в 2003 его любимой дочери, актрисы Мари Трентиньян, которую убил ее муж, он не снимался 9 лет. Лишь в 2012 г. снялся в "Любви" М. Ханеке, фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а Жан-Луи получил "Сезара." Трентиньян с 2017 г болен раком предстательной железы, из-за травмы ноги не может двигаться без посторонней помощи. Весь фильм он будет сидеть или в кресле, или в инвалидной коляске. Но это никак не скажется на его игре. Скорее всего, это последняя его роль в жизни и сыграл он ее гениально.
Основная нагрузка в фильме ложится именно на этого больного старика. Фильму можно было бы дать подзаголовок - "Мужчина и женщины". Практически весь фильм состоит из диалогов Жана-Луи с лечащим врачом, с дочерью Еленой и с Анной. При этом все очень статично и на крупных планах.
В "Мужчине и женщине" действие происходит в течение трех воскресных дней, когда Анна и Жан-Луи посещают пансион в Довиле. И в фильме "Лучшие годы жизни" действие происходит во время трех посещений Анной Жана-Луи в доме престарелых.
И кроме двух главных героев - Анны Готье и Жан-Луи Дюрока, как и в "Мужчине и женщине", в фильме есть третий герой. В первом фильме это был культовый американский автомобиль "Форд Мустанг", в этом фильме не менее культовый французский "Ситроен 2CV", знаменитый "утенок" или "две лошади".
Сын Дюрока Антуан приезжает к Анне Готье в Бомон и просит ее съездить к отцу в дом престарелых. Из всех воспоминаний прошлого у Дюрока сохранились только воспоминания об Анне. Он постоянно про нее вспоминает. И встреча между ними может повлиять на состояние памяти Дюрока считают врачи.
И Анна едет на своем автомобильчике к Жану-Луи. Ехать очень далеко.
И между ними начинается беседа. Жан-Луи не узнает Анну и начинает рассказывать этой посторонней женщине о своей единственной в жизни любви к Анне Готье, которую он по своей вине потерял, так как слишком любил других женщин, и другие женщины любили его. А кроме того испугался того, что Анна хотела стать последней женщиной в его жизни. Анна слушает, задает вопросы, отвечает на его. Она рассказывает ему о своей жизни без него, он рассказывает о своей.
Завораживающая, тончайшая игра интонациями, взглядами, улыбками. Два гениальных актера современности. Это неповторимо. По тонкой грани, чтобы не свалится в пошлую мелодраму, уверенно идут Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. Все очень статично, два-три ракурса на крупном плане, а смотришь не отрываясь.
Потом Анна уедет и еще два раза посетит Жана-Луи. Они будут продолжать вести свой диалог. После каждой встречи Жану -Луи будут сниться сны о том, как он совершает вместе с Анной на ее машине побег из дома престарелых с погоней и убийством полицейских, с посещением Довиля и того отеля, где между ними все кончилось, так и не начавшись. Он все время хочет уехать с нею туда к той точке невозврата, где произошел поворот в их жизни.
Лелуш все время ищет разгадку, почему же так все произошло между Анной и Жаном-Луи, почему кончается любовь, куда она уходит, и кто в этом виноват. Ищет, пытается объяснить словами Анны. В фильме есть несколько ее прямых обращений к зрителю. О том, что она рассталась с Жаном-Луи потому, что испугалась, что у них все было слишком хорошо. Потом пояснила, что Жан-Луи был бабник. Но все это неубедительно. Потом она объясняет зрителям почему не может снова соединиться с Дюроком - когда живешь один, то боишься только своей смерти, а когда живешь вдвоем начинаешь бояться и того, что твой партнер умрет первым.
Но не получается у Лелуша ответить на поставленные им же самим вопросы. Никто ни в чем не виноват. А потому ничего в жизни героев не изменится.
Но в этом фильме любимец женщин Жан-Луи Дюрок не ограничивается только общением с Анной. Лелуш ввел в фильм сцену встречи Дюрока с дочерью Еленой. Она родилась в 1968 г. Ее мать как-то вручала Дюроку кубок за победу в автогонке, и через 9 месяцев в Риме родилась Елена.
В этой сцене явно просматривается реминсценция на отношения между Жаном-Луи Трентиньяном с его любимой дочерью Мари, трагически погибшей. Беллучи по типажу очень подходит к Мари Трентиньян. Лелуш сделал своему любимому актеру подарок - позволил еще раз увидеть сияющие, влюбленные женские глаза и услышать:"Я очень тебя люблю, папа. Ты у меня самый красивый."
Лелуш выстроил образ Дюрока так, что постоянно закрадывается сомнение, что у того действительно потеря памяти. Трентиньян так виртуозно играет, что начинает казаться, что Дюрок просто всех дурачит, прикидывается больным. Ведь когда ты болен, ты становишься интересным для окружающих, все начинают тебя жалеть, проявлять сочувствие. А сильный и здоровый ты никому не интересен.
И об этом начинает догадываться его лечащий врач, у которой он любимчик.
Стихи эти называются " Я не хочу загнуться".
Я не хочу загнуться
пока не увижу псов
черных псов мексиканских
спящих в ночи без снов
и пожирателя тропиков -
гамадрила с пурпурной задницей
пузырчатых гнезд паучьих
лоснящихся от росы
я не хочу загнуться
пока не увижу что реверс
лунной монеты в щербинах
что солнце не греет, а лето
зима и весна и осень
всего лишь
четыре времени года...
...Но нет мсье, ах нет мадам
я не отправлюсь к праотцам
пока не распознаю вкуса
я блюда этого - искусно
его состряпал кулинар
великий
и поверьте
я не отправлюсь к праотцам
я отразить готов удар
пока не выберу как дар
вкус смерти
И когда он читает эти стихи, становится понятным, что это сам Клод Лелуш обращается к своим многочисленным бывшим женам и любимым женщинам, и семерым детям. Что этим своим фильмом он все им признается в любви и просит прощения. Вот так он подводит некий промежуточный итог своей жизни и не собирается пока загнуться.
И еще в этом фильме есть, конечно же, прекрасная музыка. Как всегда, цитаты из Франсиса Лея, но кроме него Лелуш привлек одну из главных поп- и рок-звезд Франции - Calogero - Каложеро Мориси. В этом фильме две прекрасные песни в его исполнении, очень сочетающиеся с классической музыкой Лея.
Моя любовь, хорошо сказать тебе "моя любовь"
Без печали, без сожаления, без упрека, без слов
Как мы это сделали, это было красиво, конечно
И ты навсегда остаешься моей рекой без возврата
На заданный вопрос пойди и узнай, кто такая любовь.
Я, мой ответ всегда ты, всегда ты.
И еще один прекрасный музыкальный ролик. Николь Круасиль и Каложеро записывает песню под названием "Лучшие годы жизни" к этому фильму. Старый мужчина с пучком седых волос - это Франсис Лей. Он умрет в ноябре 2018 года, не дождавшись премьеры фильма.
И маленький P.S. из 2022 г. : 17 июня 2022 г. в возрасте 91 года скончался выдющийся актер Жан-Луи Трентиньян. Этот фильм действительно оказался последним в его замечательной актерской карьере. Жан-Луи умер, но он остался с нами.
И еще один P.S. от 19.06.2024 г. - вчера умерла Анук Эме. Нико́ль Франсуа́з Флора́нс Дре́йфус, взявшая себе псевдоним Анук Эме - Любимая Эме. Ей было 92 года, из которых 76 лет она снималась в кино. Мужчина и Женщина ушли. Успев в последний раз сыграть свои лучшие годы.
Предыдущие части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.