Найти тему
Школа и дети

Должен ли отвечать ребенок за нерадивого одноклассника

Едва ли хоть один школьный предмет сегодня обходится без, так называемой, проектной деятельности. Это требование современной образовательной системы. Я считаю эту форму работы необходимой и полезной для того, чтобы ученик научился оперировать знаниями, которые получает на уроках. Проектная деятельность – это самостоятельная работа коллектива учащихся, начиная от планирования до получения уникального результата.

Кто и когда должен научить ребенка этому?

Все четыре года начальной школы в расписании детей раз в неделю стоял предмет «Проектная деятельность». Насколько я понимаю, за этот час в неделю дети должны были осваивать навыки работы над коллективными проектами, начиная от алгоритма планирования, заканчивая анализом ошибок. А в старшую школу перейти уже готовыми к самостоятельной работе. Но! Введя этот предмет в расписание, педагогам, видимо, забыли дать методические рекомендации по этому предмету, и каждый учитель использовал этот час по своему усмотрению. Нашим детям еще повезло, они занимались азами программирования, но никакого отношения к проектам эти азы не имели.

И вот мы в старшей школе.

Проекты по Истории, МХК, обществознанию предполагают поиск информации, систематизацию, анализ и выводы.

По биологии, физике, информатике практическую, исследовательскую работу.

Как это выглядит в реальной жизни. Не так радужно, как хотелось бы. Учитель сообщает темы проектов и дедлайн.

И всё!

А дальше, дети должны самостоятельно создать группы, распределить фронт работы, составить план и приступить к исследованию тоже самостоятельно. Таким образом, организаторами работы над проектом становятся дети с повышенным чувством ответственности. Участие учителя на этом этапе не предполагается.

-2

В прошлом году в рамках проекта по биологии (6 класс) вся наша квартира была заставлена горшочками с ростками различных бобовых и злаковых. Почему их было много? Да потому что если хоть один ребёнок из команды не сделает свою часть работы, КАЖДОМУ члену команды снижают балл оценки. Два месяца наша семья наблюдала за тем, как ребенок «мучает» эти растения различными негуманными способами (таковы были условия опыта). Замечу, мой ребенок не единственный в классе с повышенным уровнем ответственности, т.е. подобная огородная лаборатория была развернута не только у нас в квартире. Но им всем снизили отметку, потому что одна девочка из команды не только не стала заморачиваться с экспериментами, она не сочла нужным просто прочитать выводы, которые за нее сделали другие.

То же самое повторилось на уроке истории, когда один мальчик из состава группы по слогам (это в 6 классе) читал свою часть проекта. Вся команда получила отметки на балл ниже.

Не виню ни мальчика, ни девочку.

Кто должен научить ребенка коллективной ответственности?
Предвижу негодующий ответ родителей: школа совсем обнаглела, ничему не учит, не заинтересовывает, только спрашивает!
Не менее раздраженный комментарий учителей: всё воспитание идёт из семьи!
Пока взрослые выясняют рамки своей ответственности, у нас грядёт новый проект, первый в седьмом классе. Дочь сказала: «Если Иванов (фамилия изменена) накосячит в этот раз, устроим ему тёмную!»
И меня это почему-то не радует.