Русский зритель привык относиться к голливудским фильмам про Великую Отечественную мягко говоря скептически. Вечное перетягивание каната на тему вклада в победу над фашизмом, наверное, не закончится никогда. Здесь находится место и искажениям фактов, и откровенной пропаганде со всех сторон конфликта, поэтому разбираться в ситуации - себе дороже.
На фоне такого "противостояния" максимально уверенно и качественно выглядят картины, в которых вопрос всеобщей победы не затрагивается вовсе, а рассказ идёт о простых людях... О Героях, вне зависимости от их национальности.
Лично я зачастую подсознательно сравниваю военно-исторические фильмы с супергеройским кино. Но оказывается, что и без управлениям громом и молнией можно быть невероятным человеком с огромным количеством подвигов за спиной. А если произведение ещё и основано на реальных событиях...
Одним из таких героев является Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд), обычный американский паренёк, который в детстве из-за секундной вспыльчивости чуть не убил своего брата. По итогам ситуации (в том числе и воспитания) он становится глубоко верующим человеком, главной заповедью которого становится "Не убий".
Проходит время, Десмонд взрослеет, влюбляется в медсестру Дороти (Тереза Палмер) и начинает проявлять интерес к медицине. Параллельно во всю проходят военные действия, но его отец Том (Хьюго Уивинг), являясь ветераном Первой мировой, ничего не хочет даже слышать про армию, так как в боях он потерял всех своих товарищей, а сам при этом остался жив, что он считает несправедливостью.
Не желая оставаться в стороне, вопреки мнению главы семьи, оба брата решают отдать долг Родине. Десмонд записывается военным врачом, делает предложение своей возлюбленной и уезжает на курс молодого бойца, где показывает великолепную подготовку и неплохие навыки. И всё было бы хорошо, если бы не одно но... Он отказывается брать в руки оружие. Попадая под травлю сослуживцев и даже командиров, Досс не ломается психологически и едет воевать с японцами не в роли убийцы, а в роли спасителя жизней.
Великолепный размеренный сюжет никуда не спешит, даёт время понять и осознать происходящее, но не позволяет заскучать - актёры выше всяких похвал, диалоги простые, но одновременно информативные. Я верю, что это не кинокомикс, а настоящая реальность. Мэл Гибсон, а также Эндрю Гарфилд и Хьюго Уивинг проделали колоссальную работу.
Как мне потом жить, если я не сохраню верность тому, во что свято верю?
"По соображениям совести" не лишён классических штампов ради излишней эмоциональности даже самых простых моментов, но в рамках истории это лишь мелочи (влюблённые "до гроба", идеальные пейзажи, абсолютная доброта окружающих), которые вполне могут происходить (и происходили) в реальной жизни.
Судя по историям и интервью участников тех действий (напомню, что фильм основан на реальных событиях), многие "клише" и вовсе не выдумка.
Первая часть фильма определённо удалась, но непосредственно военные действия смогли даже переплюнуть мирные события. Из шести номинаций на "Оскар", было получено две статуэтки: Лучший звук и Лучший монтаж. Заслуженно, не иначе.
Жестокость, огромный труд, страх, геройство - война невероятно жуткая вещь. А если я в это поверил, значит оператор и режиссёр всё сделали правильно. Декорации и костюмы проработаны до последней детали, а японские военные по-настоящему жестоки и беспощадны.
Картинка сбалансирована - туман и дым сменяются ярким огнём от снарядов. Но звук дополняет то, что мы видим своими глазами. И делает он это превосходно. Я слышу пули, крики раненых и тех, кто рвётся в бой. А постановка? Не броский, но уверенный slow motion, грамотное изменение планов, монтаж, позволяющий улавливать всё без дополнительных пояснений.
На ленту было потрачено всего-лишь 40 миллионов долларов (для масштабного военного фильма - сущие копейки). Да, экономия есть, а если разобраться, то становится понятно, где именно, но есть ли смысл на этом заострять внимание? Определённо нет.
Мир явно вознамерился разорвать себя на части и что такого плохого в том, что я его хочу немного подлатать?
На первый взгляд может показаться, что фильм сделан в виде так называемой пропаганды вероисповедания, но ни один персонаж не принимает любую из сторон на сто процентов. Каждому зрителю даётся самому сделать свой выбор: "Что же самое важное в войне?"
В мировой истории нет ничего страшнее войн. Из-за чьих-то собственных интересов гибнут ни в чём не повинные люди. Обычные парни, у которых есть семья, друзья и возлюбленные, планы на будущее и взгляды, берут в руки винтовку и убивают таких же, как они сами.
Среди этого театра абсурда обязательно находится место героям. Пройдёт много лет, а один такой герой будет улыбаться и спокойно рассказывать, как спас почти сотню раненых, никого не убив, просто потому что верил. Есть ли значение, какая у него национальность или эта самая вера? Я думаю, что нет.
Заключение
Не каждый хороший актёр может стать таким же режиссёром. Мэл Гибсон медленно, но уверенно идёт к опровержению этого высказывания. "Храброе сердце" (нет, не тот самый мультфильм), "Страсти Христовы", "Апокалипсис" - глубокие и проработанные картины.
Является ли "По соображениям совести" лучшим произведением в своём жанре среди американского кинематографа? Столь качественная лента всё же не одинока и имеет соперников в лице "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга или же "Ярость" Дэвида Эйра, которые я планирую рассмотреть в будущем, но вряд ли приду к чёткому сравнению этих картин, ибо это попросту не имеет смысла - все они хороши и своеобразны.
Как минимум, я хочу сказать спасибо за подобные фильмы, за те эмоции, что я испытываю при их просмотре, и за то, что они чтят историю. Большего - не нужно.
Ставьте лайки, обсуждайте в комментариях и подписывайтесь на канал.