Кинотрилогия «Матрица» выходила с 1999 по 2003 год. А в 2002 году появился весьма похожий на неё фантастический боевик «Эквилибриум». Кристиан Бейл, снимавшийся в главной роли, даже внешне похож на Нео, персонажа Киану Ривза в Матрице. Он так же ловко дерётся со злодеями, метко стреляет, побеждает орды врагов — в точности как Нео. Действие обоих фильмов происходит в будущем, где правит бездушная система: машинный разум в «Матрице» и антиутопическое государство в «Эквилибриуме».
Казалось бы, «Эквилибриум» просто обречён повторить успех своего предшественника. Но не тут-то было. Первая «Матрица» при бюджете в 63 млн. принесла своим создателям 465 млн. долларов кассовых сборов. А вот «Эквилибриум», обошедшийся в 20 млн. (хотя спецэффекты в нём ничуть не хуже «матричных»), собрал в кинопрокате всего 5,4 млн. долларов. Некоторое критики назвали его «бессмысленным», и, судя по сборам, зрители были с этим полностью согласны. Почему так получилось?
В мире «Эквилибриума» все граждане тоталитарного государства, именуемого «Тетраграмматон», одеваются очень похоже и обязаны каждый день принимать «Прозиум», являющийся сильным успокоительным. Официальная пропаганда утверждает, что все беды человечества — от излишней эмоциональности. Наиболее бесстрастными по долгу службы являются «клирики Тетраграмматона». Они в совершенстве владеют «ган-ката», боевым искусством применения огнестрельного оружия.
Если философская и социальная компонента «Эквилибриума» заимствованы из классических антиутопий Рэя Брэдбери, Курта Воннегута и Олдоса Хаксли, то ган-ката, конечно же, произрастает из восточных боевых искусств. Это вымышленное единоборство стало несомненной творческой находкой, позволившей поставить красивые боевые сцены с участием главного героя. Многие киноэстеты периодически пересматривают эти сцены, восхищаясь мастерством их постановки и операторской работой. Но одной лишь красивой боёвки, как и пафоса, связанного с сопротивлением одиночек бездушной машине государственного подавления свободы чувств и желаний, не хватило, чтобы вытащить фильм на вершину популярности. Что же пошло не так?
В «Эквилибриуме» есть множество отличий от «Матрицы», мешающих зрителю отождествить себя с главным героем. Во-первых, сам мир. Если в начале «Матрицы» герой живёт в наше время, работает в обычной фирме и т.д., то в «Эквилибриуме» зрителя погружают в атмосферу антиутопии в киберпанковской стилистике. Да, визуально это выглядит красиво, но вместе с тем отрывает происходящее на экране от личного опыта самого зрителя.
Во-вторых, Томас Андерсон, он же Нео, обычный молодой человек. Изначально он не владеет никакими суперспособностями и лишь постепенно, по ходу сюжета, обретает их — и зрителю показывают, как это происходит. При этом Нео часто терпит неудачи и спасается (а также спасает своих друзей) буквально чудом. С главным героем «Эквилибриума» ситуация прямо противоположная. Он — не обычный гражданин, он агент «Тетраграмматона», «клирик первого класса», в совершенстве владеющий ган-ката, что в фильме показано практически сразу, в сцене уничтожения группы сопротивления, засевшей в заброшенном здании.
Как уже говорилось, Нео как персонаж постоянно вынужден преодолевать свою слабость и неуверенность. Оказываясь в безвыходных ситуациях, он выбирается из них лишь благодаря тому, что забывает собственные страхи и осознаёт себя как Избранного — того, кому предстоит спасти как мир людей, так и мир машин. То есть зритель видит, как этот герой, благодаря поддержке своих друзей, обретает собственную личность и в итоге выполняет своё предназначение.
Герой «Эквилибриума» вроде бы такой же. Он постепенно, пройдя мучительный путь сомнений, понимает, на чьей стороне должен сражаться. У него гибнет друг и любимая женщина, он вынужден скрывать свои подлинные чувства даже от собственного сына. Но как только начинается экшен, все сомнения у Джона Престона тут же исчезают. Он легко справляется буквально с любым количеством вооружённых противников. Зрителю просто нечему здесь сопереживать, остаётся лишь восхищаться боевой подготовкой главного героя. Причём эту крутизну герой обрёл не сам, его обучило государство — та самая Система, против которой он борется в конце фильма.
Итак, зрителю трудно ассоциировать себя с обычным гражданином государства «Тетраграмматон», поскольку жизнь в нём коренным образом отличается от нашей реальности. Ещё труднее сочувствовать главному герою, который изначально был агентом системы, уничтожающей любые ростки свободных эмоций в людях. Ну и наконец, во всех боевых сценах персонаж Кристиана Бейла показан мастером боя, противостоять которому невозможно. Скорее, можно посочувствовать его врагам, которых он валит пачками. По всем этим причинам «Эквилибриум» в принципе не мог повторить успех «Матрицы».