Найти тему
Татьяна Безручко

Мать должна ставить на первое место интересы ребенка, а не чужих людей

Всегда. Без исключений.

Те люди, которые считают, что это плохо сочетается с воспитанием ребенка, не понимают, что такое воспитание и какова его цель.

Удобнее всего объяснить это на одной и той же ситуации для разных возрастов.

Например, ребенок хочет есть.

Если это грудничок, то мама должна его покормить по требованию вне зависимости от того, где они находятся в этом момент, и вне зависимости от того, приятно ли это будет людям вокруг. Её ответственность - благополучие её ребенка, а не окружающих.

А если это двухлетка, которого все еще кормят грудью? В его интересах помимо грудного молока получать полноценное питание с общего стола, так что ему надо иметь возможность хорошенько проголодаться и нагулять аппетит. Кроме того, двухлетку уже очень важно начинать учить социально приемлемому поведению. Нет, не ради людей вокруг. А ради него самого. Чем лучше он умеет вписываться в социальные нормы, тем лучше будет складываться его взаимодействие с окружающими.

Это так называемые soft skills, очень важные для его последующей жизни. Это, опять же, вопрос благополучия ребенка в большей степени, чем благополучия окружающих. Им в худшем случае предстоит просто несколько минут наблюдать детскую истерику. Ребенку в худшем случае предстоит так и не усвоить социальные нормы и не уметь контактировать с людьми.

Когда вы учите ребенка на площадке не брать чужие вещи, вы это делаете ради него. Это поможет ему избежать в будущем конфликтов и закладывает азы в понимании границ. То же самое, когда вы запрещаете ему в кафе бегать. Это очень важное обучение социально приемлемому поведению в общественных местах.

Будет ли всегда это обучение успешным? Нет. Ваш двухлетка вполне может жутко обидеться на запрет и разораться в кафе, пока вы держите его брыкающееся тельце и не даете носиться среди столиков.

Запретили хватать чужой самокат. Чем не повод поваляться на земле и как следует орнуть?
Запретили хватать чужой самокат. Чем не повод поваляться на земле и как следует орнуть?

Раз поорет, два поорет, потом привыкнет к тому, что в кафе бегать нельзя. С чужими игрушками то же самое.

Ругать его за то, что он не ведет себя сразу как шелковый, не надо. Не все сразу. У вас есть право и обязанность прививать ему понятие о социальных нормах. У него есть право испытывать негативные эмоции от ваших запретов. И он будет их испытывать, пока запрет не повторится столько раз, чтобы ребенок воспринял его как нормальную часть жизни.

На окружающих при этом ориентироваться не надо. Свидетели ваших первых запретов сочтут ваше чадо неуправляемым созданием, а вас - отвратительным родителем. Свидетели результата ваших действий будут умиляться тому, какой послушный ребенок, спокойно сидит с мамой в кафе за столиком, не берет чужие игрушки на площадке и тд.. Но и негодование, и умиление никакого значения не имеют. Имеет значение лишь последовательное воспитание ребенка и принятие им социальных норм.

Расскажите, с какого возраста и какими способами прививали своему ребенку социальные нормы поведения?