Прожив так много лет на свете невольно сравниваешь различные периоды своей жизни. Тем более что моему поколению пришлось пережить очень бурные политические и экономические события. Каждая эпоха давал свою духовную пищу и формировалась соответствующее мировоззрение. Я думаю что мировоззрение человека в основном формируется господствующей идеологией в обществе в период наиболее активного познания мира. Из личного опита думаю что взгляды человека на жизнь, его отношения к окружающему миру, основные черти характера формируются до двадцати лет. Конечно и потом тоже могут произойти какие то изменения во взглядах на жизнь, на происходящие события, но под очень сильным давлением обстоятельства. В своих рассуждениях, в данном случае я исхожу из личного опыта по этому мои высказывания не являются истиной последней инстанции.
Родился я очень в бедной семье. Мать прислуга в богатом доме. Отец трубочист и когда я появился на свет его отправили в ссылку на 7 лет так что я первый раз увидел его когда мне было 7 лет и лучше чтобы его не видел ибо он сделал моё детство тяжалейшым периодом моей жизни что тоже подействовало в формировании моего характера. Я помню своё детство с четырехлетнего возраста. Мы жили в полу подвальной комнате. Мы это мать, мои брат старше меня на два года и я. Двухэтажный дом стоял как то на отшибе отдельно от других домов. Соседей никого не было кроме того что рядом с домом был сооружён небольшой домик где жил наверно сторож большого дома. У него была дочка моего возраста с кем я играл мамки папки. Рановато я стал играть в эту игру. Тоже характерно. Брат со мной никогда не играл. Ровесников мальчиков никого не было. По этому я чаще всего сидел один в этом полу подвале и смотрел на грязный двор. То есть чувства коллективизма у меня не вырабатывалось. Видимо сторож дядя Виктор рано меня научил читать. В 4 года я уже читал и вырабатывалось какое то мировоззрение.Я поднимался на второй этаж, видел пустые комнаты и разбросанные на полу страницы из книг и какие то оборванные книги на полу. Помню книгу в твёрдой обложке с вырванными страницами. Шрифт был очень мелкий или был русский не мог прочесть а вот портреты были залиты чернилами. Я удивился почему в книге была залита чернило. Читал книгу в мягкой обложке с крупным шрифтом. « Как жили и боролись наши деды» Рисунок семеро с ложкой один с сошкой. Крестьянин пашет а за ним сем человек с ложкой. Это тоже отпечаталось в моей памяти. Возможно с этого периода моё мировоззрение формировалось «за советскую власть» В тридцатые годы такие как мы, никакой периодической печати не выписывали, радио точка была не везде но тем не менее мы знали что в стране происходило. Я имею в виду полярники, полярные лётчики, Карацупа пограничник и его собака Джульбарс, Челюскин, Папанин и многое другое. Мы знали и гордились. О репрессиях ни слова. И конечно великая любовь к Сталину к Берия, Ворошилову и так далее. Сталин в моем воображении представлялся как старый и очень добрый дед. Ворошилов такой крепкий, спортивный молодой человек. Лучший стрелок. А наша страна самая лучшая в мире. У нас нет каких то мистеров твистеров. Мы любим негров а они нет. Мы защищаем детей Испании а они их убывают. У нас самая сильная армия. Красноармейцы самые добрие и смелые люди. У нас ещё есть самый добрый человек в мире дедушка Ленин. У нас самая большая и самая красивая страна.Мы все были влюблены в Чапаева. Все время смотрели может все таки доплывёт до берега. В кино показывали и таких которые не любили нас, нашу страну и таких надо только убывать. Вот примерно духовная пища которая формировало наше мировоззрение. И конечно мы любили советскую власть, советскую родину. Такое воспитание и породило массовый героизм наших советских людей и неповторимые подвиги советских людей и на фронтах и в тылу в период великой отечественной воины. Конечно такая духовная пища не на каждого действовала должным образом. В стране были десятки миллионов людей которые на себя испытывали что значит строительство социализма исходя только из внутренних ресурсов и главным образом за счёт сельского хозяйства. Воина чётко показала и это. Что касается лично меня то я отношусь к той большей части населения которая свято верит в то что пишется в прессе, говорят по радио, говорят старшие люди. Жили очень бедно но нам рисовали светлое будущее и мы верили в это. Я верил в Сталина. Для меня он был самым мудрым и добрым человеком. У меня только один раз возникло сомнение в его военной гениальности когда немцы подошли к Сталинграду. До этого наш отход в глубину страны я оправдывал теорией заманивания. Мы мол заманиваем немцев. Но Сталинград это уже пахло чем то другим. Победа перечеркнула все мои сомнения. Он для меня снова стал гениальным вождём День победы я встретил в центре Тбилиси. Я С со своим одноклассником гулял по проспекту Роставели. Беседовали по различным проблемам нашей жизни. Мне уже было почти 15 лет но что интересно, Я говорил что вот воина окончилась и у нас начнётся более свободная и счастливая жизнь. Я потом анализируя нашу беседу я не мог понять почему я так упорно подчеркывал будущую свободную жизнь. Таким образом я где то подспудно чувствовал что у нас не свободная жизнь? Нас летом 1945 года попросили освободить школу где мы жили около двух лет. Мы поехали жить в Владикавказ там мол можно прокормиться. Да было не легко. В стране во всю идёт восхваление Сталина и особенно в Грузии. Когда немец подошёл к горам Кавказа, то грузины о Сталине говорили «сволочь осетин» Но когда победил то он снова стал великим сыном Грузии. Выпускаются худфильми где утверждается что всю октябрьскую революцию подготовил и провёл Сталин а Ленин как то присутствовал при этом. На фронтах гражданской воины и с интервентами только под руководством Сталина побеждали. Во второй половине сороковых годов началась борьба с космополитизмом. Нельзя было на уроках физики, химии говорить о том что первооткрыватели в той или иной области науки были иностранцы. Сперва надо было указать наших ученных а потом из других стран. Просто огромное количество людей увидели как живут люди при загнивающем капитализме и начали сомневаться в социализме. Ещё не конкретно но дух культа личности уже как то сковывал свободное мышление. Я конечно оставался ленинцем сталинцем но червь сомнения начал просыпаться. На меня тяжёлое впечатление произвёл кинофильм «ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА». Двухсериинный. Это было настоящее обожествление Сталина. Особенно в последних кадрах отмечая победу, Сталин в крупном плане стоит на возвышенности и женщина олицетворяя мать родину несёт вручать Сталину гирлянд цветов. Страна преклоняется перед великой личности. Высший уровень подхалимажа. А внуки этих режисеров, авторов, артистов ругают Сталина за культ личности. Дедов своих надо ругать.
Тем не менее у меня сохранялась уверенность что советская власть самая лучшая в мире сохранялся почёт и уважение ВКП\Б\. Я полагал что отдельные личности могут ошибаться но партия никогда. Тем более что все наши успехи и достижения приписывались к партии. Когда меня призвали в армии я подал заявления вступить в партию. Вроде все шло нормально но в подразделении служили ещё два офицера один грузин другой армянин, они меня завалили. Я потом вступил позже, в 1956 году в кандидаты и в 1957 году уже в члены. Вера в партию сохранялась у меня довольно долго но с конца семидесятых годов с большими сомнениями. С началом пятидесятых годов у меня к Сталину не было никакого преклонения и восхищения. Я читал его статью по языкознанию и о экономических проблемах социализма. Нас, я уже был курсантом, заставляли восхищаться, конспектировать и не понимал что там гениального. Или я был совсем дураком что все понимали его гениальность а я нет. Хотя на занятиях по марксизму ленинизму надо было говорить о гениальности этого труда а потом о гениальности его речи на 19 съезде партии. Я как то понимал что руководители которые так долго руководят страной они превращаются тормозом развития страны. И практика неоднократно подтверждала и подтверждает мою мысль. Путин, при все его опите руководства страной уже превратился в тормоз для дальнейшего развития страны. Умные люди ставят ограничение в срок управления страной одной личностью. При длительном управлении человек превращается в диктатора. Он привикает быть единличным хозяином страны. Уничтожает всех кто по своим данным может стать конкурентом при выборах. Начиная с 1996 года в нашей стране уже не было никаких выборов. Посмотрите выборы президента в «загнивающей» Америке и у нас. Я им завидую как они проводят выборы. А у нас Собчак из дома 2 кандидат. Стыдно. Ну конце концов все умирают и Сталин тоже умер. А заменить его некому. Нет равного ему кандидата и началась грызня в верхушке за власть. Побеждает в таких случаях не самый походящий а самый ловкий, самый непорядочный человек. Это и случилось в нашей стране. Победил человек с образованием незаконченное ЦПШа. \церковно приходская школа\. А страна была уже не с сошкой а атомным реактором и довольно грамотной интеллигенцией.
Пятидесятые годы я бы назвал началом развала Советского союза. Пока еще совершенно незаметные приметы развала но процесс уже начался. Одним из мощных рычагов успешного строительства страны, я не говорю социализма ибо никакого социализма не было, был страх. Страх за опозданье на работу, за невыполнение плана, за неосторожно сказанное слово, в общем за многое. Страх начал исчезать. 20 ий съезд партии вообще заколебал марксизм ленинизм. До двадцатого съезда Сталин был единственным правильно объясняющим марксизм ленинизм человеком а он оказался каким то бандитом, убийцей и тому подобному. Сталин был уже не просто личностью, в нашем понимании а символом строительства социализма и не только в нашей стране а в международном коммунистическом движении. Таким образом, товарищ Хрущев, разоблачая репрессивную политику Сталина внес серьёзный раскол в понимании теории марксизма ленинизма и вообще в понимании что такое социализм. Это не могло не отразиться и на нашу духовную пищу и в результате к концу пятидесятых годов и в начале шестидесятых более свободное толкование марксизма, ревизионное толкование марксизма и ленинизма. Критика культа личности практический превращался в критику социализма и в критику всего того что происходило в нашей стране.Конечно все это влияло и на меня. Я во всех случаях свято верил в социализм и оставался верным политике партии. Я же вступил в партию в1957 году. Что касается критики культа личности тут у меня было двоякое отношение к этой проблеме. Как коммунист я верил что партия права в критке культа личности но было обидно когда так громко критиковали Сталина как моего земляка и все таки оставался к нему уважение которое в моем сознании внедряли с детства. Мне и сейчас неприятно когда критикуют Сталина и даже очень обоснованно. Вот эта грязная борьба за власть которая проходила в нашей стране во второй половине пятидесятых годов показала мне что вся эта верхушка власти ни есть какие то особые, очень умные люди для которых забота о народе главная задача жизни. Они самые что ни есть обыкновенные люди которые каким то образом оказались там наверху и никакие они не полубоги. Возможно с этого периода я к любому большому руководителю относился уважительно но чувство какой то рабской почтительностью у меня не было никогда. Я с Микояном разговаривал с уважением но на равных. И это не нравилось многим моим руководителям.
Будучи политработником конечно я много читал партийной литературы. Перечитал и не однократно все основные труды Ленина. Я восхищался железной логикой Ленина и как он точно и логично доказывал свою теорию. Но я заметил и то что Ленин так же логично опровергал то что логично доказывал в другом труде. Во всех случаях я оставлся марксистом. Да иначе и не могло быть. Может ли поп рассуждать что бога нет? Тогда какой ты поп?
А как бы вы, поступили?
Товарищ Полковник